Меню Рубрики

Барсучий нос паустовский краткое содержание для читательского дневника

Автор: Константин Паустовский

  1. Рыбак-рассказчик. Знаток природы, наблюдатель.
  2. Мальчик. Выдумщик и фантазер, внимательный и наблюдательный.
  3. Барсук. Неосторожный, любопытный, надменный.

Во время рыбалки рыбаки заметили, что около их костра кто-то возится: то фыркает, то шелестит травой, но не показывается. Надо сказать, что находились они в довольно глухом месте и костер разжигали не столько погреться, сколько для того, чтобы отпугивать волков и других опасных животных.

Зверек появлялся несколько дней подряд, но так хорошо прятался, что они никак не могли понять, кем же он был. Но однажды из травы высунулся черный и мокрый нос, чем-то похожий на пятачок. Рыбаки в это время жарили картошку на сале и гостя, вероятно, привлек ее запах. Вскоре показалась полосатая шкурка и все поняли, что перед ними барсук. Осмелевшее животное сунуло нос к сковородке и тотчас отпрянула назад — капля жира со скворчащей картошки попала ему на нос.

Взвизгнув от боли барсук умчался.

Мальчик, который отдыхал вместе с рыбаками, потом показал автору рассказа, как барсук лечил свой обожженный нос: он засунул его в трухлявый пень и сидел неподвижно, охлаждая его.

Рассказчик говорит, что через год, когда он опять отдыхал в этих местах, он встретил барсука с обожженным носом и помахал ему рукой.

Главная мысль сказки: Никогда нельзя забывать об осторожности, как бы любопытно не было.

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

источник

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мы разбили стоянку на берегу озера.

Разожгли костер, чтобы отогнать волков. На костре в сковороде жарили картошку. От нее далеко шел вкусный запах.

Вечером у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Он громко фыркал, но не показывался из травы. Мы притихли.

Зверь высунул из травы мокрый черный нос, пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности.

Потом из травы показалась мордочка с острыми черными глазками.

Затем показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поднял лапу и внимательно посмотрел на меня.

Потом брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Я хотел крикнуть зверю, что он обожжется, но не успел. Барсук прыгнул к сковороде, сунул в нее нос. Запахло паленой кожей.

Барсук взвизгнул и с воплем бросился в траву.

Он бежал, обиженно голосил на весь лес, ломал кусты. На озере, в лесу поднялся переполох. Заорали лягушки, всполошились птицы, у берега ударили хвостами рыбы.

Скажите кратко, одним-двумя предложениями, о чем этот рассказ. Как можно озаглавить рассказ? Перед вами ставится задача: кратко передать содержание рассказа. Что это значит?

Мы разбили стоянку на берегу озера. Разожгли костер, чтобы отогнать волков. На костре в сковороде жарили картошку. От нее далеко шел вкусный запах. Вечером у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Он громко фыркал, но не показывался из травы. Мы притихли. Зверь высунул из травы мокрый черный нос, пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась мордочка с острыми черными глазками. Затем показалась полосатая шкурка.

План: Стоянка в лесу. Незнакомый гость.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поднял лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Я хотел крикнуть зверю, что он обожжется, но не успел. Барсук прыгнул к сковороде, сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с воплем бросился в траву. Он бежал, обиженно голосил на весь лес, ломал кусты. На озере, в лесу поднялся переполох. Заорали лягушки, всполошились птицы, у берега ударили хвостами рыбы.

План: Стоянка в лесу. Незнакомый гость. Смелый зверек. Переполох.

Сковорода, пятачок, брезгливо фыркнул, обожжется, паленой, взвизгнул, обиженно голосил, переполох.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

1. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

2. Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.

3. Воспитывать любовь к природе.

К.Г. Паустовский. «Барсучий нос»»

  1. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.
  2. Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.
  3. Воспитывать любовь к природе.

1. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы проанализируем рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составим план этого рассказа.

2. Подготовка к восприятию.

1) Знакомство с биографией писателя

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки.

Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями . Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Читайте также:  Отривин капли в нос инструкция

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос»

2) Сообщение о барсуке ( слайд 11-12)

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:

дёготь, чёлн, вереск, пуд (это было д/з)

4. Работа над чтением трудных слов, словарная работа: (слайд 14 – 17 )

  • Раз — брыз — ги — ва — я – разбрызгивая
  • Не — го — до — ва — ни — е – негодование
  • Вспо — ло — ши — лись – всполошились

5. Чтение и анализ рассказа

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? ( Осенняя рыбалка на озере ) (слайд 18)

2 часть – чтение «по цепочке»

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? Нарисуйте словесную картину к этой части

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра )(слайд 19 )

– Вставить пропущенные глаголы (задание по вариантам)

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам.

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) Слайд 20

4 часть – самостоятельное чтение

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год) Слайд 22

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

  • Меня удивило….
  • Мне стало жалко..
  • Мне не понравилось…
  • Меня восхитило…
  • Меня поразило.

источник

Автор публикации: Миготина Г.А.

Конспект урока по литературному чтению

К. Г. Паустовский «Барсучий нос», 3 класс

1. Организационное начало урока.

2. Актуализация знаний. Прогнозирование .

— Ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством писателя К. Г. Паустовского.

Посмотрите, сколько красочных иллюстраций вы нарисовали к рассказам автора. Какие произведения представлены на нашей выставке? (Выходит ученик, показывает иллюстрации-рисунки и называет произведения)

— Как вы думаете, чем объединены все произведения К. Паустовского? (Любовью к природе, к животным)

— Сегодня мы знакомимся с новым произведением

— Откройте с.98 учебника. Прочитайте. Как называется произведение? («Барсучий нос»)

— Как вы думаете, кто главный герой произведения? (Барсук)

— Почему так решили? (Об этом говорит название произведения и иллюстрация)

— Проверим наше предположение. Почему автор назвал произведение «Барсучий нос?»

3. Словарная работа.

— Перед чтением обратите внимание на слова. На доске слова: негодование, всполошились, леска, дёготь, чёлн.

— Смысл каких слов вам непонятен? (Дёготь, чёлн)

— Как узнать значение слова? (Посмотреть в словарь)

— С.99 учебника, прочитайте сноску 1.

— Какое слово не объяснили? (Чёлн)

— Попробуем объяснить значение слова чёлн после прочтения 1 части.

Подготовительная работа по учебнику:

Читай плавно развиваем артикуляционный аппарат

Читай внимательно учимся правильному чтению

— Закройте ладонью нижнюю часть страницы. Попробуйте подобрать синонимы к словам негодование, всполошились. Уберите ладонь, прочитайте сноску 1, 2.

4. Первичное чтение . Читает учитель и заранее подготовленные ученики.

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы , зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

— Кто догадался, что обозначает слово чёлн?

— О чём подумали? (Ваня Белкин читал наизусть выделенный отрывок в конкурсе ЛМК «Волшебница – Осень»)

— Да, ребята, я выбрала этот отрывок для конкурса, потому, что К. Паустовский – великий мастер художественного слова.

— Чему мы будем учиться на уроке? (Будем учиться у Паустовского выразительности языка, мастерству описания природы…)

— Какие 2 героя появляются во второй части? Читает подготовленный ученик. Горохов

У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и весёлые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он всё замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких стен.

— Какие 2 героя? Что узнали про мальчика?

— Что произошло дальше? Читает подготовленный ученик и учитель. Рябухина

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрныё нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё свой нос.

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

— Ребята, поднимите руку, кто почувствовал кульминацию рассказа? Как это удалось Рите?

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — марах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучонок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягал задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел .

— Итак, мы прочитали произведение. Наше предположение оказалось верным? (Да, рассказ называется «Барсучий нос», потому что главный герой рассказа – барсук, он обжёг нос)

Ребята, оцените чтение детей (заранее подготовленных)

5. Повторное чтение. Осмысление произведения.

— С. 103, прочитайте вопрос 1.

Какое впечатление произвело на тебя это произведение ? (Ответы детей)

Где и когда происходят события рассказа? (События рассказа происходят осенью, на озере)

Перечитайте 1 часть произведения. Представьте себе ночевку рыбаков в осеннем лесу. Нарисуйте словесную картину того места, где остановились рыбаки.

Словесное рисование.

— Прочитайте 1 часть про себя. Какие картины нарисует ваше воображение? Вам поможет вот эта иллюстрация (На доске рисунок – иллюстрация «Осенний лес»).

(Учитель выслушивает ответы детей. Кто хочет дополнить, какие ещё картины представили?)

— Легко ли было представить картину, которую автор нарисовал словами? Как вы думаете, почему? ( Автор так интересно и красочно нарисовал …)

-Найдите отрывок, в котором автор описывает рыб. Прочитайте. Как вы думаете, в чем мастерство автора? (

-Подчеркните простым карандашом слова, которые помогают представить описание рыб.

-Как называется художественный прием, который использовал автор в этом отрывке? (Сравнение)

-Как вы думаете, для чего автор использует этот приём? (Чтобы описание было более ярким, красочным)

Выборочное чтение. Работа в группах.

— Ребята, следующую работу с текстом я предлагаю провести по группам. Ребята 1 ряда поработают со 2 частью текста, 2 ряда – с 4 частью, 3 ряда – с 4 частью. Каждая группа получила задание. Выполняйте. (Группы по 4 человека)

Задание для 1 группы Теряева, Величко, Рябухина, Зайцева

Во 2 части найдите отрывок, в котором автор описывает маленького мальчика-выдумщика. Прочитайте отрывок. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Подумайте, почему взрослые любили выдумки мальчика?

2. Всё ли мальчик выдумывал?

3. Какое отношение автора к мальчику? А у вас?

Задание для 2 группы Белкин Лазарева Селина Корнейчук

В 4 части найдите отрывок, который вызвал у вас удивление. Прочитайте отрывок.

Подумайте и ответьте на вопросы:

2. Как вёл себя другой маленький барсучок? Какое слово подобрал автор?

3. Как вы думаете, что хотел показать автор таким отношением между животными?

Задание для 3 группы Шалатонов, Кондакова, Лобаченко, Мельничук

В 4 части найдите отрывок, который вызвал у вас сострадание. Прочитайте отрывок.

Подумайте и ответьте на вопросы:

1. Почему рыбаки ничем не могли помочь барсуку?

2. Как ты думаешь, почему барсук оказался в такой неприятной ситуации?

Выступление детских групп.

6. Подведение итогов урока

— Какова же главная мысль рассказа? Чему пытается научить нас автор? (Нужно быть наблюдательным в природе, не навредить, а постараться понять и помочь живым обитателям).

7. Рефлексия

— Ребята, выберите высказывания (СЛАЙД), на которые можете ответить и продолжите:

— Ребята, оцените свою активность на уроке. Если вам было интересно, вы поднимали руку, читали, отвечали, высказывали своё мнение – повесьте осенние листочки на верхние ветки берёзки (рисунок – иллюстрация на доске); если было скучно, «просидели» весь урок – положите листочки на землю, средняя активность – на средние веточки.

— Давайте вместе оценим урок, посмотрев на наше дерево. Какой вывод?

— Я рада, что вам было интересно. Спасибо за активную работу.

— Ребята, работу каких учащихся вы бы оценили на «отлично»?

8. Домашнее задание.

С. 103, задание 6. Найди в тексте всё, что написано о барсуке. Дополнительное задание по желанию: выполнить иллюстрацию к рассказу, подготовить сообщение о барсуке «Барсук – лесной зверёк»

PS Части в учебнике пронумеровать.

Слайд с пропущенными словами

Там мы ловили __________ окуней. Они бились и сверкали в траве, как ______________________. Мы вытаскивали ____________ плотву и ершей с глазами, похожими на__________________. Щуки ляскали на нас мелкими, как_________ , зубами.

источник

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Читайте также:  Отривин капли в нос для детей инструкция

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

источник

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос.

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

источник

Описание и краткое содержание «Барсучий нос» читать бесплатно онлайн.

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос.

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

источник

К. Паустовский «Барсучий нос» (2 урока) и научно-популярная статья «Барсук»

Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Цели и задачи урока: знакомство с понятием «синоним». Использование словаря синонимов. Подбор синонимов к предложенным словам и словосочетаниям. Наблюдение за авторской позицией, выделение способов выражения.

Предметные: определять способы выражения авторской позиции, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы.

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Сегодня мы с вами начинаем знакомство с новым учебником литературного чтения, автором которого является Элла Эльхановна Кац.

В этой книге вы прочитаете произведения, написанные уже известными вам авторами, а также познакомитесь с новыми.

Учебник поможет вам лучше понимать, как писатели выражают своё отношение к героям, о которых рассказывают.

Размышляя над литературными произведениями, вы научитесь внимательно вглядываться в мир природы, определять своё отношение к людям, оценивать их поступки.

Мы будем читать научно-популярные статьи о животных, растениях, явлениях природы. Научитесь различать научно-популярные и художественные тексты.

Будем сочинять рассказы и сказки, размышлять над репродукциями картин известных художников, а также рассказывать об иллюстрациях, которые вы сами бы хотели нарисовать к прочитанным произведениям.

Какое время года изображено?

Какие чувства вызвала картина?

Как вы думаете, ребята, почему мы урок начали с беседы об осени?

Откроем маршрутный лист и прочитаем название первого раздела, который мы будем изучать на уроках литературного чтения?

Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

Как вы думаете, почему именно строки А.С. Пушкина взяты для названия раздела об осени?

У каждого из нас свои впечатления об осени. А произведения поэтов и писателей помогают нам пополнить впечатления, сделать нашу речь богаче и выразительней.

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока ответьте на такой вопрос: знаете ли вы, какие звери и птицы населяют леса?

Читайте также:  Отривин цена спрей для носа цена

Сегодня мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г. Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у бабушки с дедушкой. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Он много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского, а вот какой это лесной житель вы узнаете, отгадав загадку:

По каким приметам мы можем узнать барсука?

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение слов.

К какому словарю мы с вами обратимся?

Деготь – тёмное, смолистое вещество.

Чёлн – небольшая лодка, выдолбленная из куска дерева.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.

Пуд – устаревшая единица измерения массы русской системы мер.

Как назвать слова близкие по значению? (синонимы)

Такие слова не совсем совпадают по смыслу. Они могут обозначать разные оттенки чувств, например, весёлый, жизнерадостный.

Как вы думаете, какие чувства испытывают к общему знакомому два человека:

Один говорит о нём – хороший человек,

Другой – прекрасный, чудесный, замечательный.

Если затрудняетесь подобрать синонимы к слову, как вы думаете, что вам может помочь в этом вопросе? (словарь-синонимов)

Продолжите ряд синонимов к слову:

Выдумщик – сочинитель, фантазёр

Юркнуть – шмыгнуть, убегать

А зачем нам нужно уметь подбирать синонимы к словам?

Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества и т.д.

Синонимы делают речь более литературной и изящной.

А теперь мы с вами в лесу и с помощью синонимов нам нужно сказать, что мы там увидели, услышали, почувствовали.

Подберите синонимы к словам:

Эхо – отголосок, отзвук, отклик

Цвет – краска, окраска, расцветка

Работа на чтение трудных слов:

Откройте учебники на странице 6 и прочитайте название произведения К.Г. Паустовского.

Как называется произведение? («Барсучий нос»)

Начинает чтение первой части учитель, а затем продолжают учащиеся.

О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев,

голубая вода казалась чёрной,

Ершей с глазами, похожими на две маленькие луны

Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово серебристого, холодного цвета.)

Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке? (олицетворение и сравнение)

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Что с чем сравнивает К.Г. Паустовский?

С чем сравнивает воду в озере? (вода казалась чёрной, как дёготь)

Они сверкали, как сказочные японские петухи

С глазами, похожие на две маленькие луны

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Приведите примеры олицетворения.

Шевелились и дрожали низкие звёзды

Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды»? (наверное, шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха)

О чём вы узнали из этой части?

Как мы её озаглавим? (осенняя рыбалка на озере или рыбная ловля на лесном озере)

Самостоятельное чтение второй части рассказа.

Какое произведение мы начали сегодня читать на уроке?

Кто автор этого произведения?

Домашнее задание: читать стр. 4-8, составить план рассказа, выписать из текста сравнения и олицетворения.

Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Олицетворение — художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

вода казалась чёрной, как дёготь

шевелились и дрожали низкие звёзды

они сверкали, как сказочные японские петухи

с глазами, похожие на две маленькие луны

облака, на горы розового снега

морской шум высоких сосен

как пушечный выстрел, ударила щука

Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Цели и задачи урока: определение собственного отношения к прочитанному. Использование различных приёмов выразительного чтения; устный пересказ текста с элементами творчества; словесное рисование произведения.

Предметные:подбирать заголовки к логическим частям произведения, пересказывать текст по составленному плану, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы.

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

О жизни какого лесного зверька узнали из рассказа К. Паустовского? (барсука)

Как вы думаете, почему автор озаглавил свой рассказ именно так?

Могли бы предложить своё название?

Кто является главным героем рассказа?

Сколько частей в этом рассказе? (5)

О чём говорится в первой части рассказа? (о рыбной ловле)

Как мы озаглавили первую часть? (осенняя рыбалка на лесном озере)

О чём говорится во второй части рассказа? (описывается стоянка у костра)

Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? (чтобы отгонять волков)

Прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя? (Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь.)

Найдите ответ в тексте: Почему он прибежал к костру? (картошка жарилась в сковороде, от неё шёл острый вкусный запах)

Почему мальчику автор уделил много внимания? (мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел, как зверёк лечит нос, без мальчика рассказ был бы не интересен)

Какими словами автор характеризует мальчика? (он всё замечал и рассказывал, выдумщик)

Человек-выдумщик – это хорошо или плохо?

Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком?

Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых….. всё замечал и рассказывал»?

Как мы озаглавим вторую часть? (ужин у костра)

О чём рассказывается в следующей части? (о том, как барсук обжёг свой нос)

Что встревожило охотников, когда они готовили ужин на костре?

Кто первым услышал фырканье зверя? (мальчик)

Прочтите всё, что написано о барсуке в третьей части.

Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? (любопытство, желание отведать неведомого блюда)

Зачитайте отрывок о том, как было больно барсуку. (Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.)

Как повели себя обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли? (они испугались)

Зачитайте, как повели себя обитатели леса и реки. (Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.)

Как удалось Паустовскому избежать повторов слова «Испугались»? (заорали лягушки, всполошились птицы, ударила пудовая щука)

Что значит «пудовая щука»? (пуд – это старинная единица массы, равная 16 кг)

Как вы озаглавили третью часть? (как барсук обжёг нос или зверёк решил поужинать у людей)

Краткий пересказ по опорным словам.

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

— Найдите отрывок к иллюстрации в учебнике.

Придумайте вопросы к этой части.

Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

Прочитайте, как барсук лечил нос.

Что мы можем сказать о барсуке?

Извлёк ли барсук для себя какой-либо урок на будущее?

Как вы думаете, что понял барсучонок, который был рядом с пострадавшим, когда тот лечил свой нос?

О чём говорится в этой части?

Как мы её озаглавим? (барсук лечит свой нос)

Почему автор узнал барсука?

Как мы озаглавим эту часть? (встреча через год)

Опираясь на составленный план, кратко расскажите о случившемся от лица барсука.

Осенняя рыбалка на лесном озере.

О чём было интереснее читать: как барсук обжёг нос или как он его лечил?

Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Какое настроение создалось у вас после прочтения рассказа?

Домашнее задание: пересказ от лица барсука.

Тема урока: Научно-популярная статья «Барсук».

Цели и задачи урока: знакомство со стилистикой научно-популярных текстов, сравнение текстов различных стилей.

Предметные: ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, понимать важность учения.

Метапредметные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Какой автор рассказал нам в своём произведении о лесном жителе? (К.Г. Паустовский)

Как называется это произведение? («Барсучий нос»)

В каком литературном жанре написано это произведение? (рассказ)

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

В рассказе обычно речь идет об одном, но очень важном событии.

Давайте вспомним, какие события произошли в рассказе?

Осенняя рыбалка на лесном озере.

Перескажите эти события от лица барсука.

В каком литературном жанре вы приготовили пересказ? (сказка)

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказка и рассказ во многом похожи. Их сближает чётко обозначенный сюжет, повествовательная манера описания событий, присутствие главных и второстепенных героев, действия которых обусловлены необычной ситуацией. И всё-таки сказку отличают от рассказа по форме и содержанию, определяющим жанровую принадлежность любого литературного произведения.

Рассказ относят к малым эпическим жанрам, объединяющим прозаические произведения, в которых события ограничены узкими пространственно-временными рамками. Сюжет рассказа развивается на основе отдельного эпизода из жизни героя, раскрывающего его характер или определяющего мотивы его поступков. Все описываемые события служат цели подготовить кульминацию – самый важный момент повествования, в котором конфликт произведения достигает максимального напряжения.

В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем.

Композиционные особенности рассказа заключаются в возможности использовать авторскую характеристику персонажей, включать лирические отступления, произвольно выстраивать диалоги и монологи. Это позволяет раскрыть идею произведения и создать объемный, жизненный образ главного героя. Особенности повествовательной техники и приемов определяют авторский стиль.

Сказка строится на основе вымысла, не претендующего на достоверность. Ее содержание – занимательная история с превращениями и чудесными приключениями, которые являются не отдельным эпизодом из жизни героя, а представлены как цепь тесно связанных событий, цель которых – испытание, позволяющее и достичь богатства, чести, славы, вернуть утраченное.

Сюжеты сказок повторяются. Сказочные герои – своеобразные символы, олицетворяющие добро или зло. В народных сказках исследователи выделяют так называемые «бродячие» сюжеты, сходство которых в разных культурах связывают с определенным периодом формирования общественного сознания, которое во всех этнических общностях имеет сходные черты. Сказки – древнейший вид творчества, и даже в современном литературном, авторском изложении они наследуют главные закономерности создания: развитие действия как испытание героя, помощь мистических сил, возврат утерянного, счастливый конец.

Если в рассказе присутствует оригинальная техника повествования, определяющая авторский стиль, то в сказке важным композиционным элементом являются речевые шаблоны – устойчивые обороты и традиционные для устного народного творчества средства художественной выразительности: постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры. Например: долго ли коротко сказка сказывается; жили-были старик со старухой; русским духом пахнет; вина заморские; красна девица; злая мачеха.

В рассказе не бывает большого количества действующих лиц. В сказке, кроме главного персонажа, встречается как минимум три его противника и столько же помощников. В литературной сказке герой может оказаться в ситуации, которая разворачивается в противостояние сил добра и зла, представленных собирательными образами.

Сказки бывают народные и авторские. И народные и авторские сказки делятся на виды: о животных, бытовые, волшебные.

А как вы думаете,рассказы мы можем с вами разделить на виды? На какие?

К какому виду мы можем с вами отнести рассказ К.Г. Паустовского «Барсучий нос»?

Сформулируем тему нашего урока. (рассказы о животных)

Как вы думаете, чему мы можем научиться, читая тексты о животных? (Мы можем узнать о повадках и жизни животных, чем они питаются и т.д.)

А если вспомнить, что у нас с вами урок литературного чтения, ведь о повадках и жизни животных мы можем узнать ещё и на уроке окружающего мира. (Мы можем поучиться определять жанр и специфику текста.)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературном жанром, узнаем, как он называется, выясним особенности жанра и его отличие от других литературных жанров.

Откроем учебники на странице 118 и прочитаем текст, который называется …Барсук.

Что вы узнали о наружности, образе жизни, нравах барсука, его значении для людей?

Какие качества барсука показались вам особенно интересными?

Мы с вами познакомились с двумя текстами: Бориса Сергеева и К.Г. Паустовского, что их объединяет? (общая тема, это авторские произведения)

Чем же эти тексты отличаются друг от друга? (очень похож на научный, но в тоже время содержит элементы художественного текста, например, мы можем определить отношение автора, место и время событий)

Размышляя над различиями двух произведений о барсуке – статьи Бориса Сергеева и рассказа К.Г. Паустовского, обращаем внимание на то, что история барсука включена в сюжет художественного произведения; автор передаёт собственные впечатления и впечатления героев от восприятия животного, барсук наделяется переживаниями, близкими и понятными рассказчику.

А в каком ещё литературном жанре написан этот текст? (научно-популярный)

Предлагаю вернуться к формулировке темы нашего урока, подумайте какие слова, можем мы добавить? (Научно-популярные и художественные тексты о животных)

А теперь прочитайте ещё один текст про барсука, самостоятельно на странице 119.

Сравните текст Бориса Сергеева и справочную статью.

Первая статья о барсуке – научно-популярная, в ней научные сведения даются в понятном, простом, общедоступном изложении. Вторая статья – справочная.

Чем отличается справочная статья от научно-популярной?

Учащиеся указывают, что в научно-популярной статье чувствуется отношение автора к животному.

Какими словами автор передаёт своё отношение к барсуку?

Барсука одолевают «взбешённые» шмели

Барсуку становится «невмоготу»

Барсучат выносят «позагорать»

Справочная статья даёт лишь сухую информацию.

О каких литературных жанрах мы сегодня говорили на уроке?

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Сегодня на уроке мне было интересно…

Домашнее задание: выучить наизусть 3-4 предложения из текста К.Г. Паустовского.

источник