Меню Рубрики

Гоголь нос урок литературы в 10 классе

Один из самых обычных и
ведущих к самым большим
бедствиям соблазнов
есть соблазн словами:
“Все так делают”.

  • учить анализировать текст через предметные детали;
  • закреплять представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде, гротеске.

Развивающая:

  • развивать умение определять границы эпизода;
  • находить причинные связи между эпизодами;
  • развивать навыки речевого общения.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Краткие сведения о выходе повести Н.В. Гоголя “Нос” (1836 г).

В 20-30 гг. ХIХ века тема “носа” приобрела неожиданную популярность. Носу посвящались экспромты и фельетоны, рассказы и водевили, панегирики и лирические опусы. О носе писали не только третьесортные журналисты, но и даже известные литераторы, такие, как Бестужев-Марлинский, Н.В.Гоголь. Мнимая легковесность “Носа” создавала ему репутацию самого загадочного произведения Гоголя.

Сегодняшний урок – это попытка разгадать, какую идею писатель зашифровал в истории о несчастном носе майора Ковалёва.

2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург?

4) Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?

5) Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?

6) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего:

  • назовите время действия (марта 25 числа – пропажа носа, апреля 7 числа – возвращение носа);
  • назовите место действия (Петербург – столица государства Российского. Ковалёв живёт на Садовой улице. Цирюльник живёт на Вознесенском проспекте. Встреча с Носом произошла в Казанском соборе. Невский проспект столицы – своеобразная сцена, на которой каждый играет свою роль);
  • назовите героя повести (Ковалёв – мелкий служащий, мечтающий о вице – губернаторском месте).

7) Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? (Сам Ковалёв не видит ничего фантастического в том, что случилось, — ни боли, ни крови при потере носа. И мы, читатели, тоже воспринимаем фантастику как реальность. Доводя ситуацию до абсурда, Гоголь расширяет рамки истории, случившейся “в северной столице нашего обширного государства”, до истории всей России. И не только. Философский смысл повести обращён к потомкам.

— О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?

I группа учащихся работает с вопросами на карточке.

1. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым?
2. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору?
3. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю?

II группа учащихся:

  • Расскажите об объявлениях в газете.
  • В чём их абсурдность?
  • Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений?
  • III группа учащихся:

  • Какова композиция повести?
  • Зачем повествование начинается с I главы, в которой передана история цирюльника Ивана Яковлевича?
  • Какие несоответствия в поведении брадобрея вы обнаружили?
  • Что общего у Ивана Яковлевича с Ковалёвым?
  • Почему у Ивана Яковлевича нет фамилии?
  • Создавая гротескную ситуацию, Н.В. Гоголь показывает обычное в необычном свете, то, к чему все привыкли и не замечают, — срывает маску с уродливых явлений действительности.

    Призывает читателя заглянуть себе в душу и ответить, прежде всего, самому себе, соответствует ли его поведение, его душевный склад общепринятым нормам морали и нравственности.

    Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос.

    А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.

    Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.

    В самом конце повести автор делает вид, что упрекает сам себя, взявшего столь необычный сюжет: “Но что страннее, что непонятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты”.

    Что делает автор, чтобы разрушить эту условность, сорвать маску “приличия” с общества? Он тоже …надевает на себя Маску. Маску наивного и простодушного повествователя, удивляясь происшедшему, даже в финале повести укоряя себя за то, что такая нелепица стала предметом его повествования. И этот приём позволяет Н.В. Гоголю сатирически обрисовать пороки современной ему России.

    Какова основная идея зашифрована в повести “Нос”? О чём предупреждает нас Гоголь? Какой литературный приём помогает создать Гоголю необычность ситуации? Гротеск – художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде.

    источник

    «10 класс Урок № 11. Тема. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. Повесть «Нос». Цель: познакомить учащихся, . »

    Тема. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. Повесть «Нос».

    познакомить учащихся, с понятием «фантасмагория»; помочь ребятам раскрыть характер майора Ковалёва и суть чиновничьей жизни;

    развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;

    прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

    Оборудование: мультимедийная презентация.

    IІ. Изучение нового материала.

    1.Сообщение темы, цели, плана урока.

    2.Вступительное слово учителя.

    В состав Петербургских повестей Н.В.Гоголя включают повести, написанные в 1834-1842 гг. Часть из них впервые была опубликована в сборнике «Арабески»: «Невский проспект» (1834), «Портрет» (1834-1842) и «Записки сумасшедшего» (1834). Остальные произведения – повести «Нос» (1836) и «Шинель» (1842) – дополняют образ Петербурга, объединивший все эти произведения. Петербургские повести предваряют появление центрального произведения писателя – поэмы «Мёртвые души».

    Гоголь расстался с украинской темой и обратился к изображению жизни столицы Российской империи – Петербурга. Петербург Гоголя противоречив. В нём соседствуют роскошь и беднота, нищета. В городе царит казённая атмосфера: «Никакой дух не блестит в народе», «все погрязли в бездельном труде». Люди, жители Петербурга, разъединены. Гоголь объединяет их лишь по признакам социальной принадлежности. Петербургское население состоит из «совершенно отдельных обществ»: «аристократы, служащие, чиновники, ремесленники, англичане, немцы, купцы – все составляют совершенно отдельные круги, редко сливающиеся между собой».

    Петербург лишает людей человеческих качеств, человеческого лица. Это люди-марионетки, лишённые души, индивидуальности, включённые в бездушный механизм столичной жизни. «Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!» За восхищением Гоголя стоят злая ирония, сарказм.

    Невский проспект – выставка «всех лучших произведений человека»: щегольской сюртук, греческий нос, пара хорошеньких глазок, шляпка, перстень, галстук, усы и т.д. Не люди, не лица, а детали одежды, лица. Даже улыбка не натуральна, а «верх искусства». Такая отделённость деталей от носителей создаёт ощущение фантастичности, фантасмагоричности Петербурга.

    Фантасмагория – нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.

    Всё ложно, всё обманчиво, продажно: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»; «Он лжёт»; «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется». Ночью «демон зажигает лампады, для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде».

    Фантастика, фантасмагория сочетаются в повестях с реалистическими деталями. Гоголь – основоположник критического реализма, «натуральной школы» с её пристальным вниманием к мельчайшим деталям. В Петербургских повестях причудливо смешиваются, переплетаются реальное и фантастическое, грустное и юмористическое, сатирическое.

    3. Обзор содержания повести «Нос».

    Особое место в цикле занимает повесть «Нос». Её сюжет не только содержит в себе элементы фантастики, но целиком основан на совершенно фантастическом происшествии. Коллежский асессор майор Ковалёв, проснувшись однажды довольно рано, к изумлению своему и досаде, обнаружил на лице вместо носа совершенно гладкое место. В дальнейшем в повести Ковалёв действует отдельно, а нос его тоже отдельно. Притом нос в своих действиях больше преуспевает, нежели Ковалёв. В повести всё выглядит необычайным: Ковалёв и его нос встречаются друг с другом, ведут между собой разговор.

    Во всем этом много забавного. И смущение Ковалёва, и твёрдость, и невозмутимость, с какой ведёт себя нос. Возникает, однако, вопрос: какой смысл в этой невероятной и фантастической истории? Для чего она рассказана Гоголем? Фантастической повесть является по форме, но не по содержанию. Фантастика является иносказанием реального.

    Фантастическое помогло Гоголю показать самое обычное в неожиданном и резком свете. Нос в повести Гоголя живёт полноценной жизнью, он одет в мундир, получает чин едва ли не выше того, который имеет Ковалёв, — и вот уже Ковалёв готов смириться перед собственным носом. За этим стоит мысль, совсем уже не фантастическая. В этом мире ценность представляет не человек, а его чин, не внутреннее содержание человека, а его служебный мундир.

    4. Анализ содержания повести.

    (На экране – барельеф с изображением Носа майора Ковалёва)

    -Знает ли кто-нибудь, когда и где бала установлена эта плита с таким странным барельефом?

    ( Нос майора Ковалева, принадлежащий к числу самых необычных памятников Санкт-Петербурга, был установлен в 1995 году на фасаде дома № 36 по Вознесенскому проспекту. )

    — Я предлагаю подумать всем вместе, почему нашим современникам показалось необходимым увековечить невероятную историю с этим Носом. Давайте обсудим, не содержится ли в этой метафоре какой-либо урок для всех нас.

    — Давайте прочитаем, как Гоголь описывает ужасную потерю своего героя.

    Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано…, потянулся, приказал себе подать небольшое стоявшее на стене зеркало. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место!

    — Зачем нам нос? Как бы мы себя чувствовали без него?

    — Но наш герой не жалуется на плохое дыхание, его огорчает совсем другое.

    Вы посудите, в самом деле, как же мне быть без такой заметной части тела? Это не то, что какой-нибудь мизинный палец на ноге, которую я в сапог – и никто не увидит, если его нет. Я бываю по четвергам у статской советницы Чехтаревой; Подточина Палагея Григорьевна, штаб-офицерша. и вы посудите сами, как же мне теперь… Мне теперь к ним нельзя явиться.

    — По мнению самого майора Ковалёва, зачем ему нос? (Чтобы достойно выглядеть).

    — Чтобы понять досаду по поводу неожиданной потери на лице Майора Ковалёва, давайте вспомним, зачем он приехал в Петербург.

    Майор Ковалев прибыл в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте.

    (Экзекутор – чиновник в присутственном месте, на котором лежали полицейские и хозяйственные обязанности. Вице – первая часть сложного слова со значением «заместитель», «помощник»).

    — «Прилично своему званию»… А какое же у Ковалёва было звание? (Из первого отрывка)

    — Почему он просил всех называть себя майором?

    (Чтение четвёртого отрывка)

    Ковалев…два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором.

    Законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 году. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Табель о рангах несколько раз реформировалась и упразднена после 1917 года.

    Класс Гражданские чины Военные чины Морские чины Придворные чины

    I Канцлер Генерал-фельдмаршал Генерал-адмирал —

    II 2222 2 Действительный Тайный Советник Генерал от кавалерии; Генерал от инфантерии; Генерал от артиллерии; (в XVIIIв. — Генерал-аншеф) Адмирал Обер-камергер; Обер-гофмаршал; Обер-шталмейстер; Обер-егермейстер; Обер-гофмейстер; Обер-шенк; Обер-церемониймейстер; Обер-форшнейдер (1856г.);

    III Тайный Советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал Гофмаршал; Шталмейстер; Егермейстер; Гофмейстер;

    IV Дей Действительный Статский Советник Генерал-майор Контр-адмирал Камергер

    V Статский Советник Бригадир Капитан-командор (XVIIIв.) Церемониймейстер (с 1884г.)

    VI Коллежский Советник; Военный Советник Полковник Капитан 1-го ранга Камер-фурьер (до 1884г.)

    VII Надворный Советник Подполковник Капитан 2-го ранга Камер-фурьер (до 1884г.)

    VIII Коллежский асессор Майор (до 1884г.) Капитан-лейтенант (до 1884г.) —

    IX Титулярный советник Капитан; Ротмистр (кавалерия) Лейтенант Камер-юнкер

    X Коллежский секретарь Штабс-капитан; Штабс-ротмистр Мичман (с 1884г.) —

    XII Губернский секретарь Поручик Мичман (до 1884г.) —

    XIII Провинциальный секретарь; Сенатский регистратор; Синодский регистратор; Кабинетский регистратор Подпоручик; Корнет (кавалерия) Мичман (до 1884г.) —

    XIV Коллежский регистратор Прапорщик (с 1884г. только в военное время) — —

    Табель о рангах вводила новую классификацию служащего люда. Все новоучрежденные должности — все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, — выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-офицерских чинов — от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских — от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе; 3 генеральских — от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до действительного тайного советника в гражданской службе. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе.

    Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут «и за оные характера («чести и чина», по тогдашнему словотолкованию) не получат».

    Потомки русских и иностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 рангов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись к «лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были». Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству, изменился генеалогический состав сословия.

    Нужно заметить, что Ковалев был чрезвычайно обидчивый человек. Он мог простить всё, что ни говорили о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию.

    — Какое значение он придавал собственному чину? (Чин имел для него очень важное значение.)

    — Что больше всего поразило Майора Ковалёва при совершенно фантастической встрече с его собственным носом? (Чтение шестого отрывка)

    Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома; в глазах его произошло явление необъяснимое: перед подъездом остановилась карета; дверцы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос. Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника.

    — Вы обратили внимание, какой чин у Носа?

    — Давайте по Табели о рангах посмотрим, в чём разница между коллежским асессором и статским советником?

    — Почему у Носа именно такой чин? Сам-то герой о каком чине мечтает? Кем видит себя в будущем?

    — Почему вы решили, что он мечтает быть статским советником? (Нос в этом чине.)

    — Кроме амбиций стать хотя бы статским советником, сделать в Петербурге карьеру есть ли у майора Ковалёва ещё какие-нибудь желания, интересы?

    — Если у него даже нос имеет чин, даже в носу – и там чин, тогда что же для него нос? (Средоточие амбиций – незаслуженных притязаний героя. Смысл жизни. Суть героя. Он весь – в носе.)

    — Тогда что же он представляет собой без носа?

    — Какой же образ-символ в результате вырисовывается у Гоголя? Что такое у автора Нос?

    — Какие человеческие пороки изобразил Гоголь в образе Носа? (Чванство, непомерные амбиции, карьеризм, духовную пустоту.)

    — А обычные человеческие носы бывают такими большими, как у гоголевского героя?

    — Зачем автор его увеличил в глазах читателей? (Чтобы подчеркнуть непомерные амбиции Ковалёва, узость его интересов, однобокость его жизненных целей.)

    — Как называется образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо предмета или явления? (Гипербола, гротеск)

    — Таким образом, какой художественный приём использовал автор, создавая образ Носа? (Приём гротеска.)

    — Посмотрим, как этот приём использовал художник Сергей Алимов, иллюстрируя повесть Гоголя «Нос».

    — На иллюстрации вы видите нормального человека?

    — В чём его уродство? Из чего он состоит? (Он состоит только из мундира и носа.)

    — Расшифруйте метафору художника: состоит из мундира и носа. В чём сущность такого человека?

    Читайте также:  Отривин капли в нос для детей

    — На каком фоне мы видим этого героя? Почему?

    — Что требует Петербург от человека? Что нужно, чтобы преуспеть, какие две вещи? (Мундир и нос.)

    — Тогда чем становится Нос в повести Гоголя в художественном смысле? Как называется иносказание, скрытое сравнение? (Метафорой).

    — Зачем Гоголю, а за ним и художнику Алимову эта метафора? Что они хотели с её помощью сказать? (Человек в погоне за успехом может потерять человеческий облик.)

    — Возможна ли в реальной жизни история, рассказанная Гоголем в повести «Нос»?

    — Как называется ситуация, которой просто не может быть? (Абсурд.)

    — Конечно, пропажа носа – абсурд. Но с точки зрения общечеловеческих ценностей что ещё абсурднее? (В погоне за успехом иногда люди способны потерять всё человеческое. Продать душу за мундир. Нос – это всё, что в нём есть заметного.)

    — Зачем же на Вознесенском проспекте висит барельеф с носом майора Ковалёва? (Как напоминание и вопрос: а вы, случайно, не майор Ковалёв?)

    ІII. Подведение итогов урока.

    — Чтобы сделать вывод о полученных нравственных уроках, нужно ответить на вопрос: что для человека страшнее самого невероятного абсурда?

    — Что страшнее: потерять привычную человеческую внешность или человеческую суть?

    — Каков же главный нравственный урок? О чём нельзя забывать ни при каких обстоятельствах?

    (Мы — люди, и при любых, даже самых заманчивых, обстоятельствах должны прежде всего суметь сохранить в себе человеческое начало, человеческую душу. Иногда нужно спросить себя: «А не похож ли я, даже с носом, на майора Ковалёва?)

    1.Изучить материалы учебника, с. 98-106, ч.1; составить подробный план.

    2.Подготовиться к сочинению по разделу «Из литературы первой половины XIX века». Темы в учебнике на с.52, 79, 107, ч.1.

    «Вед.(Ляна) В многонациональной средней школе селения Светловодское учатся дети самых разных национальностей: русские, украинцы, кабардинцы, осетины и другие. Мы относимся с большим уважением к культуре каждого народа и с. »

    «В Росси в 2010 году были отмечены самые сильные лесные пожары в истории, по данным Рослесхоза, общая площадь, пройденная природными пожарами с начала года по середину августа составила более 1,5 млн. гектаров. Л. »

    «Зачетный тест по истории1. Какое событие произошло 1 сентября 1939 года?а) начало советско-финской войныб) начало битвы за Москвув) начало II мировой войны2. Какое событие произошло 22 июня 1941 года?а) нападение Германии на СССРб) начало битв. »

    «АГРИКОЛА – Легендарёная лесная колода “Беги в лес, Гамп!” Когда фермеры, закончив свои повседневные дела, собираются вечером у камина, они рассказывают друг другу истории о призраках, оборотнях, единорогах, ведьмах, феях и прочих лесных созданиях. А тем, кому н. »

    «И. А. Бунин Господин из Сан-Франциско (Урок литературы в 11 классе) Урок рассчитан на 2 часа1. История создания рассказа Рассказ написан в 1915 году Что это за время в истории? Мотивы Апокалипсиса, конца св. »

    «Наименование разделов и тем Кол часов Тип урока Основные понятия Вид контроля Дом. задан. Дата провед. план факт 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Введение: особенности курса «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века» 1 вводная лекция революция, эволюция реформа, конспект стр. 3-4 ТЕМА 1. МЕНЯЮЩИЙСЯ ОБЛИК МИРА: ОПЫТ. »

    «ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУИСТОРИЯ РОССИИ IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. Для студентов II – III курсов дневного отделения исторического факультета Екатеринбург 2012 Подготовлено кафедрой истории РоссииСоставители: к. и. н., доцент Семенов О.В. ст. препод. Мельчаков. »

    «Ктиторова О.В., Ктиторов С.Н. (г. Армавир)ЭТНОПЕДАГОГИКА. ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ У НАРОДОВ КУБАНИ. Известный отечественный географ, историк и этнолог Лев Николаевич Гумилев утверждал, что вне этноса не существует. »

    2017 www.li.i-docx.ru — «Бесплатная электронная библиотека — различные ресурсы»

    Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

    источник

    У роки 54–55
    Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»

    Цели: расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путем знакомства с произведениями из сборника «Арабески»; выделить основные темы, конфликты повестей «Невский проспект», «Шинель»; рассказать учащимся, что нового внес писатель в изображение Петербурга, как развивается тема «маленького человека» в произведениях Гоголя; сформировать представление о наиболее характерных художественных приемах, своеобразной писательской манере Гоголя.

    I. Вступительное слово учителя.

    В сборник Н. В. Гоголя «Арабески» (1835) наряду с критическими статьями по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился рассказ «Нос» (1836). Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 г.

    Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге – столице Российского государства.

    На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое название появилось в критике уже после смерти писателя.)

    Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал», – сообщал он матери. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным. Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях».

    II. Беседа по повести «Невский проспект» (1835).

    А. С. Пушкин: «Он [Гоголь] издал «Арабески», где находится его «Невский проспект», самое полное из его произведений… Гоголь идет… вперед».

    В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни».

    1. Чем привлекает Невский проспект? Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется положение человека в обществе. (Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…» [3, с. 6–8]. Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.)

    2. Какие контрасты можно наблюдать «здесь в течение суток»? («Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!»

    «О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…» [3, с. 39]. За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)

    3. Расскажите о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Какие чувства вызывают эти герои? (Перед восторженным мечтателем Пискаревым предстала «вся низкая, вся презренная жизнь, – жизнь, исполненная пустоты и праздности…»)

    4. Чем можно объяснить противоположность судеб Пискарева и Пирогова? Не представляет ли повесть «Невский проспект» соединение двух произведений?

    Композиция повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных линий.

    Петербург. В мире такой город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

    Гоголь «вскрывает социальный контраст сюжетных линий, что и является идейной основой композиционного единства повести «Невский проспект»» [15, с. 609].

    III. Рассказ о замысле «Шинели».

    Замысел, по-видимому, возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести. «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер» * .

    IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).

    В. Г. Белинский: «Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя».

    Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя».

    1. Расскажите о Башмачкине и его службе в канцелярии. (Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги. В «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

    «Молодые чиновники подсмеивались над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…» [15, с. 122].)

    2. Как реагировал на насмешки и унижения Башмачкин? («Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» [15, с. 123].)

    3. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?

    («Я брат твой…» Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.)

    4. Расскажите о мечте Башмачкина; о работе портного Петровича, еще одного «маленького человека».

    5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)

    6. Почему Акакий Акакиевич не нашел помощи у частного пристава, у «значительного лица»? (Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой. «Значительное лицо» – ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными отношениями.)

    7. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?

    8. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?

    Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания. Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А. И. Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина [12].

    Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.

    1. Чтение «Мертвых душ» (1-я глава).

    2. По первой главе. Экскурсия по городу N.

    3. Повторить материал из биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.

    источник

    Урок литературы с применением личностно-ориентированнх технологий и ИКТ.

    Вложение Размер
    Конспект урока по литературе в 10 классе 69 КБ
    Презентация к уроку «Петербург Гоголя»1 3 МБ
    Презентация к уроку «Петербург Гоголя»2 1.14 МБ

    Муниципальное бюджетное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №15

    Открытый урок литературы в 10 классе

    Подготовила учитель русского языка и

    Заместитель директора по УВР__________________/ Родионова С.А./

    Урок литературы в 10 классе. 30.10.14

    Технология личностно-ориентированного обучения.

    Тип урока — урок-исследование.

    Автор — учитель русского языка и литературы Чеснокова Е.И.

    Цель : исследовать образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя

    Задачи : — выяснить, какое впечатление произвёл Петербург на молодого Н.В.Гоголя, рассказать о Петербурге А.С.Пушкина, проанализировать эпизод описания Невского проспекта, показать роль изобразительных средств в этом эпизоде, проанализировать влияние Петербурга на судьбы Пискарёва и Пирогова, сравнить этих героев, выявить общее и различие, прийти к выводу о нравах Петербурга;

    — развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, развивать мышление, память;

    — воспитывать активную жизненную позицию.

    Оборудование : книги с текстом произведения, портреты А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, фотографии с историческими видами Петербурга, иллюстрации к повести «Невский проспект».

    II. 1. Актуализация цели урока .

    Вступительное слово учителя.

    Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город- это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию. (Слайд 2)

    Давно стихами говорит Нева,

    Страницей Гоголя ложится Невский,

    Весь Летний сад – Онегина строфа, О Блоке вспоминают Острова,

    А по Разъезжей бродит Достоевский.

    — Каким же предстаёт перед нами Петербург со страниц повести Н.Гоголя «Невский проспект»? Это мы и должны исследовать сегодня на уроке.

    У каждого классика свой Петербург. Образ Петербурга мы встречали и у А.С.Пушкина. Послушаем сообщение ученика «Петербург Пушкина».

    Петербург – любимый город Пушкина, где он прожил последние годы своей жизни, сюда переехал с молодой женой. Здесь вырос Онегин, гуляя с по Летнему саду в детстве. Образ Петербурга – центральный в поэме «Медный всадник». (Слайд 3)Во вступлении открывается величественный прекрасный город. Пушкин с восторгом описывает его. Это парадный фасад столицы, но Пушкин замечает и другую сторону – убогие домишки, которые сносит стихия, и город не может защитить своих жителей. Таков Петербург Пушкина. (Слайд 4)

    А теперь обратимся к Петербургу Гоголя. Каким он увидел его, когда приехал из родного города? Какое впечатление оставил Петербург?

    Сообщение ученика по письмам Гоголя матери.

    В декабре 1828 года Гоголь вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским впервые отправился в Петербург. По мере приближения к столице нетерпение и любопытство путников возрастало. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к большому городу. Молодыми людьми овладел восторг: они, как бы позабыв о морозе, то и дело высовывались из экипажа и приподнимались на цыпочки, чтобы получше рассмотреть строения. Гоголь страшно волновался и за свое пылкое увлечение поплатился тем, что схватил насморк и легкую простуду. Он даже немного обморозил себе нос и вынужден был несколько дней просидеть дома. От всего этого восторг сменился противоположным настроением, особенно когда их начали беспокоить петербургские цены и разные мелочные неудобства, связанные с проживанием в столице.

    Вскоре по прибытии Гоголь писал матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали. За квартиру мы (с Данилевским. — В.В.) платим восемьдесят рублей в месяц, за одни стены, дрова и воду… Съестные припасы также недешевы… В одной дороге издержано мною триста с лишком, да здесь покупка фрака и панталон стоила мне двухсот, да сотня уехала на шляпу, на сапоги, перчатки, извозчиков и на прочие дрянные, но необходимые мелочи, да на переделку шинели и на покупку к ней воротника до восьмидесяти рублей».

    — В каких произведениях, прочитанных нами ранее, нашли отражения впечатления о Петербурге? Какой это был город?

    -( «Шинель». Холодный , полный равнодушных людей, здесь нет сострадания, сочувствия к людям).(Слайд 5)

    — Наблюдения над Петербургом легли в основу цикла «Петербургские повести», куда и входит повесть «Невский проспект», изданная в 1835. Обратимся к ней.

    III. Исследование. (Анализ повести).

    — Почему Гоголь назвал повесть «Невский проспект», а не по имени одного из героев, например, «Пискарёв»?

    — (Невский проспект – не просто место, где завязываются истории Пискарёва и Пирогова. Он выступает как герой произведения, соединяющий все его части. Все истории героев – только часть. Невский проспект, нарисованный в начале и в конце, незримио присутствует как начало всего).(Слайд 6)

    — Кто присутствует на Невском проспекте в разное время? Послушаем план эпизода, составленный учеником. (Индивидуальное домашнее задание). (слайд 7)

    1. Утренние часы до 12.00: рабочий люд (мальчики, мужики…)

    2. «Педагогический Невский проспект» с 12.00 до 2-х: гувернантки с детьми.

    3. «Главная выставка всех лучших произведений человечества» до 3-х часов: люди с усами, бакенбардами, дамы с рукавами, шляпки..)

    4. «На Невском проспекте наступает весна» — с 3-х до 4-х: чиновники в зелёных мундирах.

    5. Сумерки. «О, не верьте этому Невскому проспекту!»: те же чиновники, те же кавалеры, но с другими мыслями, целями.

    Вывод: улица изображается как живое существо. В разное время появляются разные слои населения.

    — Что Гоголь хочет показать таким многообразием людей?

    — (Невский проспект – это олицетворение всего Петербурга с теми контрастами, которые он в себя включает).

    — Как Гоголь создаёт образы людей, гуляющих по Невскому проспекту?

    — ( Через описание вещей. Появляются не люди, а маски с усами, бакенбардами, шляпки, духи. Происходит овеществление).

    Читайте также:  Отек в носу у ребенка

    — Какой это приём выразительности языка, когда называется целое через часть предмета?

    — Какие нравы царят на Невском проспекту? Зачитайте.

    — (Встречают по внешнему виду. Внешность – это главное. Лицемерные улыбки. Пустые разговоры под видом благородных, высоких тем (о погоде). Самодовольство и чванство. Праздное гулянье дворянства, тогда как простой люд бегает по делам, по работе).

    — С каким чувством описывает нравы Гоголь? Какие приёмы использует?

    -(Ирония, гротеск. Петербург, где нет целостных лиц, которые заменяются их частями тела и одежды. «Какая-то фантасмагория!») (Слайд 8)

    — Фантасмагория – это причудливое бредовое видение. Но действительность не така

    я, какой мы видим ее. Жизнь призрачна. Ничему нельзя верить. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» докажем это. Исследуем, как город влияет на людей на примере Пискарёва и Пирогова. Попутно составим опорный сигнал, схему. (Слайды 9, 10)

    — Что общего в историях Пискарёва и Пирогова?

    — В чём различие? Какой приём использует здесь Гоголь?

    — ( Контраст – резкое противопоставление).

    — Из какой социальной среды вышли герои? Какую роль играет социальная характеристика?

    — (Окружение влияет на нравственность, характеры людей. Художник – человек искусства. Он живёт богатой духовной жизнью, мечтами о прекрасном, но он оторван от жизни. Военный – меркантилен, для него важнее насущные жизненные проблемы).

    — В чём трагический смысл истории Пискарёва? Почему автор приводит его к самоубийству?

    — ( Робкая наивная душа не выдерживает натиска жизни. В таком городе, в таком обществе нет места романтикам, мечтателям, духовности. Если человек живёт только одними мечтами, то рано или поздно они разбиваются о жизнь, и он разочаровывается. Так Гоголь показал противоречие между мечтой и действительностью).

    — Почему Пискарёв обречён погибнуть, а Пирогов – жить дальше?

    — Почему Гоголь в конце повести вновь возвращается к Невскому проспекту? Зачитайте. Какие выводы он делает? Каким настроением проникнут монолог?

    — («О, Не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется.» Гоголь срывает маски с Невского проспекта и высказывает ненависть к городу с его продажностью и равнодушием к прекрасному и человеку).

    — Вспомните Петербург Пушкина. Чем он отличается от Петербурга Гоголя?

    -( Нет торжественности, красоты. Ирония, гротеск, реальность и фантастика. Видимость – одна, суть – другая. Двойственность Петербурга. В нём нет места прекрасному, преобладает фальшь).

    — Гоголь делает вывод о героях: « Как странно нами играет судьба наша!» Вы согласны с писателем?

    — Над чем заставляет задуматься повесть?

    На этом наше исследование закончилось, но мы ещё встретимся с Петербургом на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание». И это будет уже Петербург Достоевского.

    V. Домашнее задание . (Слайд 12)

    Составить монологический ответ на основе опорной схемы «Петербург Гоголя».

    источник

    Автор — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г.Краснодара

    ТИП УРОКА: обобщения и систематизации и практического применения знаний и навыков.

    ФОРМА УРОКА: интегрированный урок – исследование.

    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: текст произведений, компьютер, интерактивная доска, использование Интернета, мультимедийная презентация.

    Выявить идейно-художественную функцию детали в повестях Н.В.Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Шинель».

    Определить диапазон художественных деталей в произведениях.

    Анализируя «поведение» детали в повестях, выйти на философские взгляды Н.В.Гоголя, определяющие идейное содержание произведения.

    Охарактеризовать особенности стиля писателя, проявившиеся в использовании детали.

    Мотивировать заинтересованное изучение произведений Н.В.Гоголя.

    Способствовать формированию навыка грамотного чтения книги, научить школьников понимать художественный текст.

    ВОЗМОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Исследовательская работа с художественным текстом на уроке по заданному сценарию.

    Индивидуальная домашняя исследовательская работа с художественным текстом по заданному сценарию (письменно или устно — с последующим обсуждением хода и результатов исследования на уроке):

    -создать в классе три группы учащихся, дать им заранее задания:

    первая группа экскурсоводов готовит информацию о детали, классификация детали;

    вторая группа техников оформляет мультимедийную презентацию к занятию, используя возможности Интернета.

    третья группа занимается музыкальным оформлением этой мультимедийной презентации.

    Компьютерная игра (индивидуальная игра или игра-состязание с использованием возможностей компьютерной сети).

    деталь — элемент в системе образов;

    сюжетообразующая роль детали.

    ПЕРВЫЙ ЭТАП. Столкновение с проблемой.

    Цель: продемонстрировать учащимся деталь и ее классификацию, взаимодействие детали с персонажами повестей, ее сюжетообразующую роль; сформулировать проблему исследования.

    Выступление группы экскурсоводов (сопровождается работой — мультимедийной презентацией- группы техников):

    Самую малую единицу предметного мира произведения традиционно называют художественной деталью , что хорошо согласуется с этимологией слова: «деталь» (фр. detail) — «мелкая составная часть чего-либо (напр., машины)»; «подробность», «частность»; во французском языке одно из значений — «мелочь», «розничная, мелочная торговля»; ср. detailler — «разрезать на куски», «продать в розницу»; также детализировать».*

    С точки зрения изображения динамики и статики, внешнего и внутреннего, определяется свойство стиля того или иного писателя по «набору стилевых доминант». Если писатель обращает преимущественное внимание на статические моменты бытия (наружность героев, пейзаж, городские виды, интерьер, вещи и т.п.), то это свойство стиля можно назвать описателъностью. Данному стилю соответствуют описательные детали. Концентрацию автора на воспроизведении внешней (а отчасти и внутренней) динамики А.Б.Есин** определяет как сюжетность. В этих произведениях доминируют сюжетные детали. Наконец, писатель может концентрировать внимание на внутреннем мире персонажа или лирического героя — его чувствах, мыслях, переживаниях, желаниях и т.п., — такое свойство стиля называется психологизмом, а детали, представляющие внутренний мир героя — психологическими . В каждом конкретном произведении сюжетность, описательность или психологизм составляют его существенный стилевой признак. Однако эти категории могут сочетаться друг с другом, например, психологизм и сюжетность, и, соответственно, имеют место различные виды деталей.

    А.Б.Есин в классификации деталей выделяет детали внешние и психологические . Внешние детали рисуют внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания и подразделяются на портретные, пейзажные и вещные , а психологические — изображают внутренний мир человека. Ученый обращает внимание на условность такого деления: «Внешняя деталь становится психологической, если передает, выражает те или иные душевные движения (в таком случае мы говорим о психологическом портрете) или включается в ход размышлений и переживаний героя».* То, какие детали будет использовать тот или иной автор во многом зависит от его индивидуального стиля. По этому поводу Е.С.Добин сказал: «У истинного художника деталь — не украшение, деталь созвучна с темой, со всем строем вещи. Деталь радует и отчетливой печатью индивидуальности писателя хоть и не всегда бросающейся в глаза, но глубокой связью с замыслом писателя, с идеей произведения. Перефразируя известное изречение Бюффона: «Стиль — это человек», можно сказать: «Деталь — это стиль»».**

    В связи с этим раскроем понятие «стиль», опираясь на концепцию А.Б.Есина. Термин стиль (гр. stylos — палочка для письма на восковой дощечке) используется в разных науках — лингвистике, искусствознании, эстетике, литературоведении — в разных значениях, которые к тому же исторически изменчивы.*** До середины XVII в. слово «стиль» использовалось прежде всего для характеристики выразительно-изобразительных особенностей речи (теория «трех стилей» и пр.). Для современного понимания

    литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является

    * Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. В 2 т. М.,1994. — Т.1. С.246.

    **Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта: Наука, 2003. — 175 с.

    выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим

    совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение. Итак, можно дать такое самое общее определение стиля: это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. Целостность стиля с наибольшей отчетливостью проявляется в системе стилевых доминант — качественных характеристик стиля, в которых выражается художественное своеобразие. В каждом конкретном произведении сюжетность, описательность или психологизм составляют его существенный стилевой признак. Однако эти категории могут сочетаться друг с другом. В зависимости от типа художественной условности можно выделить две противоположные стилевые доминанты: жизнеподобие и фантастику. В области художественной речи можно выделить три пары стилевых доминант: стих и прозу; номинативность и риторичность; монологизм и разноречие. Характер художественной композиции также может становиться стилевой доминантой. При анализе произведения обыкновенно выявляются от одной до трех доминант. При этом следует учитывать, что доминанты стиля проявляют себя как тенденции стилеобразования и не носят абсолютного характера.

    Задание. Найти в приведенных фрагментах деталь (ее присутствие может и только подразумеваться). Является ли она сюжетообразующей? Каково символическое значение этой детали? Какая сюжетная схема положена в основу приведенных эпизодов?

    Найдите деталь в приведенных фрагментах. Оказывает ли влияние она на развитие сюжета?

    1. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный , легкий, как дым, башмачок

    молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как

    подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика,

    проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или

    могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в

    течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних

    2. Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные , как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии.

    Служащим в других департаментах провидение отказало в черных бакенбардах ,

    они должны, к величайшей неприятности своей, носить рыжие . Здесь вы

    встретите усы чудные , никаким пером, никакою кистью не изобразимые; усы ,

    которым посвящена лучшая половина жизни, — предмет долгих бдений во время

    дня и ночи, усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы и

    которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорта помад, усы , которые

    заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагою, усы, к которым дышит самая

    трогательная привязанность их посессоров и которым завидуют проходящие.****

    * Есин А.Б.. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта: Наука, 2003. – с.75.

    ** Добин, Е.С. Герой. Сюжет. Деталь. Советский. писатель. Москва, 1962. — с. 375.

    *** Поспелов Г.Н. Проблема литературного стиля. М., 1970. — с. 3-9.

    **** Гоголь Н.В. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.7-11.

    3. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, — пестрых, легких, к которым иногда

    в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц, ослепят

    хоть кого на Невском проспекте. Кажется, как будто целое море мотыльков

    поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками

    мужеского пола. Здесь вы встретите такие талии , какие даже вам не снились

    никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки…*

    4. А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским.*

    5. Он засунул пальцы и вытащил — нос . Иван Яковлевич и руки опустил; стал протирать глаза и щупать: нос , точно нос ! и еще казалось, как будто чей-то знакомый, Ужас изобразился в лице Ивана Яковлевича. Но этот ужас был ничто против негодования, которое овладело его супругою.

    — Где это ты, зверь, отрезал нос ? — закричала она с гневом. — Мошенник!

    пьяница! Я сама на тебя донесу полиции. Разбойник какой! Вот уж я от трех

    человек слышала, что ты во время бритья так теребишь за носы , что еле

    Но Иван Яковлевич был ни жив ни мертв. Он узнал, что этот нос был не

    чей другой, как коллежского асессора Ковалева, которого он брил каждую

    6. Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог , сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, — когда все уже отдохнуло после департаментского скрыпенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, — когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер — истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто , и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и

    кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих

    пожертвований, отказов от обедов, гуляний…***

    Примерный ход рассуждения.

    Мы получаем исчерпывающее представление о пестрой петербургской толпе в повестях «Невский проспект», «Шинель». Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург. Гоголь существует сам по себе, это государство в государстве – здесь часть теснит целое. Автором рисуется «выставка всех лучших произведений человека» и детали одежды, портрета заменяют нам характеры и личности.

    В повести «Нос» связь между частью человеческого тела и самим человеком порвана начисто. Нос обретает самостоятельность. Больше того, изолированная часть лица затмевает — пусть в фантастическом гротеске – само лицо, низводя человека в ничто.

    Синекдоха, универсальный художественный прием, который использует писатель, изображая Петербург (замещение целого его частью) — как проблема исследования.

    Сюжетная схема, положенная в основу эпизодов:

    человек Þ вещь, абстрактное понятие

    ВТОРОЙ ЭТАП. Выдвижение рабочей версии исследования.

    Типичность рассмотренного примера сюжетной активности детали в повести; насыщенность вещной и портретной детали символическим смыслом, ее связь с взглядами автора, положенными в основу произведения.

    * Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.7-11.

    ** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.48.

    *** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.140.

    ТРЕТИЙ ЭТАП. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.

    Цель: подтвердить и развить рабочую версию исследования

    (вариант: прийти к выводу о несовершенстве рабочей версии исследования).

    Перечитайте эпизод. Выделите упоминания о чиновниках. Составьте из выделенных фрагментов самостоятельный текст. Выделите в тексте авторские указания, свидетельствующие об активной роли чинов, как детали в развитии сюжета повести.

    Примерный образец выполнения задания.

    1. Молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом…Это был художник. Не правда ли, странное явление? Художник петербургский ! художник в земле снегов, художник в стране финнов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно.

    …Но прежде нежели мы скажем, кто таков был поручик Пирогов , не мешает кое-что рассказать о том обществе, к которому принадлежал Пирогов. Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества.*

    2. Нос посмотрел на майора, и брови его несколько нахмурились .

    — Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами

    не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира,

    вы должны служить по другому ведомству.

    Сказавши это, нос отвернулся и продолжал молиться . **

    3. …он обратился к одному значительному лицу , что значительное лицо, спишась и сносясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу . Какая именно и в чем состояла должность значительного лица , это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что

    одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом , а до того

    времени он был незначительным лицом. ***

    Примерный ход рассуждения.

    Чин особенно важен у Гоголя. Определение чина действующего лица уже есть характеристика. Место человека, определенное Табелью о рангах, заменяет человеческую индивидуальность. Нет людей – есть должности. Без чина, без должности петербуржец не человек. В повести «Невский проспект» изображены судьбы двух героев. Петербург «убивает» художника и благосклонен к чиновнику. Пирогов был доволен своим чином, он считал, что его любезность и чин дают полное право на внимание. В повести «Нос» Ковалев предстает перед нами коллежским асессором, состоящий в майорском чине. Нос ведет себя так, как и подобает «значительному лицу», имеющему чин статского советника. Чин видят – человека нет, поэтому подмена совершенно незаметна. Люди, для которых суть человека исчерпывается его чином и должностью, не узнают ряженого. В повести «Шинель» Гоголь признает главенство чина, шесть раз пишет он слова «значительно лицо», давая понять этим, насколько высок сан этого персонажа.

    Читайте также:  Отек носа и трудно дышать

    Каким символическим значением насыщена портретная деталь в приведенных

    1. — Стой! — закричал в это время поручик Пирогов, дернув шедшего с ним

    молодого человека во фраке и плаще .- Видел?****

    * Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.13, 32.

    ** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.54.

    *** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.160.

    *** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.12.

    2. Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница

    страшный. И хотя каждый день брил чужие подбородки, но его собственный был у

    него вечно небрит . Фрак у Ивана Яковлевича (Иван Яковлевич никогда не ходил

    в сюртуке) был пегий; то есть он был черный, но весь в коричнево-желтых и

    серых яблоках; воротник лоснился, а вместо трех пуговиц висели одни только

    ниточки. Иван Яковлевич был большой циник…*

    3. Майор Ковалев имел обыкновение каждый день прохаживаться по Невскому

    проспекту. Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален .

    Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у

    губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов , также у

    отправляющих разные полицейские обязанности и вообще у всех тех мужей,

    которые имеют полные, румяные щеки и очень хорошо играют в бостон: эти

    бакенбарды идут по самой середине щеки и прямехонько доходят до носа.**

    4. Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным. ***

    Примерный ход рассуждения.

    У Гоголя нет как таковых портретных деталей. Внешность героев не описывается – детали портрета, одежды даются как определяющая черта героя. Одежда указывает на место человека в обществе, заменяет его личные характеристики. Портрет Пискарева также составляют детали одежды. Гоголь не показывает нам внешность героя, есть только знак, деталь, который ничем не выделяет его из сотни таких же молодых людей.

    В повести «Нос» мы также не увидим описания героев. Цирюльник — самый обыкновенный человек и фамилия его утрачена, с помощью портретных деталей раскрывается его положение.

    Через коллежского асессора Ковалева автор проводит параллель к пестрой петербургской толпе, гуляющей по Невскому проспекту, с ее бакенбардами, воротничками и прочее.

    Акакий Акакиевич изображен обычным чиновником, ни в чем не примечательным.

    Сатирическая выразительность изображения достигается у него тем, что в описаниях персонажей почти нет портретов. Обезличенность в представлениях Петербурга доведена до гротеска.

    Перечитайте предложенные фрагменты. Проведите их сравнительный анализ

    через призму использования психологической детали и детали пейзажа.

    1. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его.****

    2. Он летел домой, чтобы, одевшись, оттуда идти прямо к генералу, описать ему самыми разительными красками буйство немецких ремесленников. Он разом хотел подать и письменную просьбу в главный штаб. Если же главный штаб определит недостаточное наказание, тогда прямо в государственный совет, а не то самому государю.

    Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую,

    съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже

    не в столь гневном положении. Притом довольно приятный прохладный вечер

    * Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.50.

    ** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.52.

    *** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.135.

    **** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.139

    заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту…*

    3. Между тем слухи об этом необыкновенном происшествии распространились по всей столице, и, как водится, не без особенных прибавлений. Тогда умы всех именно настроены были к чрезвычайному: недавно только что занимали публику опыты действия магнетизма. Притом история о танцующих стульях в Конюшенной улице была еще свежа**

    4. Вслед за этим. но здесь вновь все происшествие скрывается туманом , и что было потом, решительно неизвестно.***

    5. Но дыхание занялось в его груди, все в нем обратилось в неопределенный трепет, все чувства его горели, и все перед ним окунулось каким-то туманом . Тротуар несся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз.****

    6. Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз , хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны.*****

    Примерный ход рассуждения.

    С точки зрения использования психологической детали можно выделить любовь к работе Акакия Акакиевича в повести «Шинель». Переписывание было частью его души, он наслаждался этой, казалось бы, рутинной работой. Ничего в своей жизни не хотел и не мог изменить «мелкий» чиновник, может быть в силу своей нерешительности и скромного характера, о котором ярко свидетельствует речь нашего героя. «Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того. » — а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил.В повести «Невский проспект» одной маленькой деталью раскрывается сущность поручика Пирогова. После того, как «самый дюжий народ из всех петербургских немцев и поступили с ним так грубо и невежливо» «ничто не могло сравниться с гневом и негодованием Пирогова. Одна мысль об таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство. Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием для Шиллера». Но «…по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении. Притом довольно приятный прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту. В повести «Нос» сквозь призму психологических деталей было показано настроение общества в тот момент. История о Носе, самостоятельно разгуливающем по Невскому проспекту, была встречена всего лишь с всеобщим любопытством. С помощью детали пейзажа автор передает внутреннее состояние героев. В повести «Шинель» примечателен один «пейзажный характер» «северный мороз». В Петербурге для людей суть человека исчерпывается его чином и должностью, один лишь мороз не разбирает чинов. Гоголь мастерски, одной лишь деталью показывает беспомощность бедного чиновника перед Петербургом,

    * Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.42.

    ** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.71.

    *** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.72.

    **** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.17.

    ***** Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.: издательство «Советская Россия», 1978, с.141.

    несчастья обрушиваются на него со всех сторон и даже «ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. В повести «Нос» исчезновение границы между сном и явью, собственно, и создает ее фантастический мир во всем его своеобразии. Туман скрывает все таинственное и не дает нам возможности понять, что же было на самом деле. Также туман встречается и в повести «Невский проспект». Здесь он исполняет роль своеобразной границы между сном и реальностью, является контекстом и уточняющей оговоркой, напоминая о подлинной реальности.

    ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Выдвижение итоговой версии исследования.

    Цель: через рассмотренную художественную особенность повестей выйти на их идейное содержание.

    Примерный ход рассуждения.

    В Петербургских повестях доминирует прием типизации, в силу которого часть, мельчайшая деталь во всей полноте представляет целое. Гоголь активно использует прием обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пестрой петербургской толпе. Невский проспект — парадная часть города — представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве — и здесь часть теснит целое. Гоголь предстает перед нами не как бесстрастный летописец города: он смеется, негодует, иронизирует и печалится.

    Такой прием, как синекдоха, выступает у Гоголя в двойном плане: когда часть тождественна целому, и как части обособляющейся от целого. Кульминация этого приема — в повести «Нос». Связь между частью человеческого тела и самим человеком порвана начисто. Нос обретает самостоятельность. Больше того, изолированная часть лица затмевает — пусть в фантастическом гротеске — само лицо, низводя человека в ничто.

    Стиль Гоголя накладывает отпечаток на искусство детали. Стилевые особенности состоят в том, что здесь наиболее отчётливо и ярко выражен свойственный Гоголю приём сатирической иронии. В судьбах героев, в заурядных и невероятных происшествиях их жизни, в молве, слухах и легендах, которыми насыщен сам воздух города, Гоголь находит зеркальное отражение петербургской «фантасмагории». В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами. Повседневная жизнь и судьбы обитателей города — на грани правдоподобного и чудесного.

    Материал для построения обобщений.

    Н. В. Гоголь, подобно А. С. Пушкину, Ф. М Достоевскому, Л. Н. Толстому, принадлежит к тем величайшим художникам слова, чье творчество ставит перед исследователями чрезвычайно сложные задачи. Здесь оказываются бесплодными любые прямолинейные, однозначные, отвлеченно логические решения и толкования, хотя в них нет недостатка в обширнейшей литературе о Гоголе.

    Наиболее часто самыми разными критиками рассматривались его «петербургские» повести. И все-таки эти повести продолжают оставаться для читателя загадочными.

    Говоря о повестях Гоголя, которые в литературе принято называть «петербургскими», следует иметь в виду, что название это чисто условное. Сам писатель не употреблял его для обозначения цикла своих произведений, посвященных петербургской тематике. Гоголь мыслил свои «петербургские» повести в более широком идейном контексте. Часть из них он поместил сначала в сборнике «Арабески» (1835) среди других художественных и публицистических произведений; позднее, в 1842 году, включил повести в третий том собрания сочинений вместе с еще двумя «непетербургскими» произведениями — повестями «Рим» и «Коляска» (сам Гоголь назвал этот том просто «Повести»). Тем не менее, уже в XIX веке сложилась практика называть пять из повестей, напечатанных в этом томе, «петербургскими» — «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего».

    В соответствии с традицией, заданной Белинским, в истолковании «петербургских» повестей Гоголя подчеркивалось, прежде всего, их социальное значение. Герои Гоголя рассматривались главным образом в качестве типичных представителей «маленького человека», жертвы бюрократической иерархической системы и равнодушия. Критики много писали о мастерстве Гоголя. Вот, например, высказывание Белинского о таланте Гоголя, о том, как он умело использует художественную деталь для изображения «истины жизни»: « Совершенная истина жизни в повестях г. Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла. Он не льстит жизни, но и не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Она у него настоящий портрет, в котором все схвачено с удивительным сходством, начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его; начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков, идущих по Невскому проспекту в сапогах, запачканных известью». Гоголь Н.В. в русской критике.

    Статья Б. М. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя» оказала огромное воздействие на развитие филологической мысли не только в России, но и во всем мире. Эта работа стоит у истоков современной теории повествования. «Как сделана «Шинель». » затрагивает и проблемы более общего порядка — взаимоотношения между литературным текстом, авторским сознанием и реальностью. Отрицая прямую детерминированность текста внешними социальными или психологическими факторами, Эйхенбаум отметил в своей статье, что «комические эффекты достигаются манерой сказа. Поэтому для изучения такого рода композиции оказываются важными именно эти « мелочи », которыми пересыпано изложение — так что стоит их удалить, строение новеллы распадается».

    «Маленькие детали выдвигаются на первый план — вроде ногтя Петровича, «толстого и крепкого, как у черепахи череп» или его табакерки — «с портретом какого-то генерала, какого именно неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». Эта гротескная гиперболизация развертывается по-прежнему на фоне комического сказа — с каламбурами, смешными словами и выражениями, анекдотами и т. д.»

    А. Белый в своей книге «Мастерство Гоголя» уделил пристальное внимание гоголевским микроэлементам. Через всю книгу красной нитью проходит страстное убеждение автора в чрезвычайной важности «мелочей» и малейших подробностей для проникновения в глубокий смысл гоголевских произведений. Предмет этот разработан с большим тщанием и новизной. Он говорил: «Мелочи определяют сюжет. Сюжет поэмы «Сказывается в электрической силе любой мелочи», «Особенности гоголевского сюжета — в проведении его сквозь мелочи».

    Серьезным вкладом в изучение художественного наследия Гоголя служит монография В.В.Ермилова «Н.В.Гоголь» Отличительным признаком этой книги является свойственная их автору идейно-художественная широта, эмоционально публицистическая приподнятость в оценке историко-литературных явлений и произведений Гоголя. В исследованиях В.В. Ермилова содержится подробный анализ художественных особенностей произведения, образной системы, языка и стиля писателя. В.В.Ермилов отметил, что: «У Гоголя всегда дано математически точное определение специфики среды, в которую он нас вводит, указание меры человечности, степени человеческого развития данной среды… Гоголь умеет сразу, мгновенно, точным штрихом, решающей деталью очертить изображаемую среду так, что если мы и склонны были ее идеализировать, преувеличивать меру ее человечности, то после того, как, блеснув молнией, такая деталь сразу ярко озарит нам все.

    Огромное значение в литературоведении имеют исследования Ю.В.Манна . Манн писал: «В творчестве Гоголя по мере перехода от романтизма к реалистическим принципам происходит сдвиг от прямой, открытой фантастики к фантастике «нефантастической». Фантастика уходит в быт, в вещи, в поведение людей и в их способ мыслить и говорить». В.А. Зарецкий выделяет в Петербургских повестях два плана, два мира — фантастический и реальный. «В нелепо-фантастический мир, годный только для литературной пародии, реальные чиновные отношения входят вполне органично». В этой же работе Зарецкий приходит к выводу, что у Гоголя «на все есть свои знаки и атрибуты… Отдельные черточки прекрасного человеческого облика тоже становятся атрибутами — наравне с бездушными предметами, созданными людьми». И эти знаки и атрибуты раскрывают перед читателем сущность авторского отношения к описываемой действительности.

    ПЯТЫЙ ЭТАП. Подведение итогов исследования.

    Итак, Гоголь предстает перед нами мастером художественной детали , которая резко освещает человека, его характер, его судьбу. Искусство словесной живописи заключается и в том, что каждое слово в описании, каждая деталь служат созданию зрительного образа.

    Связь искусства и реальности у Н.Гоголя усложнена. Противоречия эпохи им доведены до степени абсурда, пронизывающего всю русскую жизнь. Н.Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершенно новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. Рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Мир гоголевских произведений насыщен элементами мистики, фантасмагории — явной или скрытой, имеющей место или кажущейся. Действующим лицами становятся неодушевленные предметы: красная свитка, портрет, нос…

    Н.Гоголь — художник, не бесстрастный протоколист, он любит своих героев даже со всеми их недостатками, пороками, несуразностью, негодует на них, печалится вместе с ними, оставляет надежду на «выздоровление». Его произведения носят ярко выраженный личностный характер.

    Применение выработанной логики исследования художественного текста (инструмента исследования) для более глубокого анализа его художественных особенностей и идейного содержания.

    источник