Меню Рубрики

Гоголь нос урок в 10 классе

Урок литературы с применением личностно-ориентированнх технологий и ИКТ.

Вложение Размер
Конспект урока по литературе в 10 классе 69 КБ
Презентация к уроку «Петербург Гоголя»1 3 МБ
Презентация к уроку «Петербург Гоголя»2 1.14 МБ

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

Открытый урок литературы в 10 классе

Подготовила учитель русского языка и

Заместитель директора по УВР__________________/ Родионова С.А./

Урок литературы в 10 классе. 30.10.14

Технология личностно-ориентированного обучения.

Тип урока — урок-исследование.

Автор — учитель русского языка и литературы Чеснокова Е.И.

Цель : исследовать образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя

Задачи : — выяснить, какое впечатление произвёл Петербург на молодого Н.В.Гоголя, рассказать о Петербурге А.С.Пушкина, проанализировать эпизод описания Невского проспекта, показать роль изобразительных средств в этом эпизоде, проанализировать влияние Петербурга на судьбы Пискарёва и Пирогова, сравнить этих героев, выявить общее и различие, прийти к выводу о нравах Петербурга;

— развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, развивать мышление, память;

— воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование : книги с текстом произведения, портреты А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, фотографии с историческими видами Петербурга, иллюстрации к повести «Невский проспект».

II. 1. Актуализация цели урока .

Вступительное слово учителя.

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город- это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию. (Слайд 2)

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина строфа, О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

— Каким же предстаёт перед нами Петербург со страниц повести Н.Гоголя «Невский проспект»? Это мы и должны исследовать сегодня на уроке.

У каждого классика свой Петербург. Образ Петербурга мы встречали и у А.С.Пушкина. Послушаем сообщение ученика «Петербург Пушкина».

Петербург – любимый город Пушкина, где он прожил последние годы своей жизни, сюда переехал с молодой женой. Здесь вырос Онегин, гуляя с по Летнему саду в детстве. Образ Петербурга – центральный в поэме «Медный всадник». (Слайд 3)Во вступлении открывается величественный прекрасный город. Пушкин с восторгом описывает его. Это парадный фасад столицы, но Пушкин замечает и другую сторону – убогие домишки, которые сносит стихия, и город не может защитить своих жителей. Таков Петербург Пушкина. (Слайд 4)

А теперь обратимся к Петербургу Гоголя. Каким он увидел его, когда приехал из родного города? Какое впечатление оставил Петербург?

Сообщение ученика по письмам Гоголя матери.

В декабре 1828 года Гоголь вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским впервые отправился в Петербург. По мере приближения к столице нетерпение и любопытство путников возрастало. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к большому городу. Молодыми людьми овладел восторг: они, как бы позабыв о морозе, то и дело высовывались из экипажа и приподнимались на цыпочки, чтобы получше рассмотреть строения. Гоголь страшно волновался и за свое пылкое увлечение поплатился тем, что схватил насморк и легкую простуду. Он даже немного обморозил себе нос и вынужден был несколько дней просидеть дома. От всего этого восторг сменился противоположным настроением, особенно когда их начали беспокоить петербургские цены и разные мелочные неудобства, связанные с проживанием в столице.

Вскоре по прибытии Гоголь писал матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали. За квартиру мы (с Данилевским. — В.В.) платим восемьдесят рублей в месяц, за одни стены, дрова и воду… Съестные припасы также недешевы… В одной дороге издержано мною триста с лишком, да здесь покупка фрака и панталон стоила мне двухсот, да сотня уехала на шляпу, на сапоги, перчатки, извозчиков и на прочие дрянные, но необходимые мелочи, да на переделку шинели и на покупку к ней воротника до восьмидесяти рублей».

— В каких произведениях, прочитанных нами ранее, нашли отражения впечатления о Петербурге? Какой это был город?

-( «Шинель». Холодный , полный равнодушных людей, здесь нет сострадания, сочувствия к людям).(Слайд 5)

— Наблюдения над Петербургом легли в основу цикла «Петербургские повести», куда и входит повесть «Невский проспект», изданная в 1835. Обратимся к ней.

III. Исследование. (Анализ повести).

— Почему Гоголь назвал повесть «Невский проспект», а не по имени одного из героев, например, «Пискарёв»?

— (Невский проспект – не просто место, где завязываются истории Пискарёва и Пирогова. Он выступает как герой произведения, соединяющий все его части. Все истории героев – только часть. Невский проспект, нарисованный в начале и в конце, незримио присутствует как начало всего).(Слайд 6)

— Кто присутствует на Невском проспекте в разное время? Послушаем план эпизода, составленный учеником. (Индивидуальное домашнее задание). (слайд 7)

1. Утренние часы до 12.00: рабочий люд (мальчики, мужики…)

2. «Педагогический Невский проспект» с 12.00 до 2-х: гувернантки с детьми.

3. «Главная выставка всех лучших произведений человечества» до 3-х часов: люди с усами, бакенбардами, дамы с рукавами, шляпки..)

4. «На Невском проспекте наступает весна» — с 3-х до 4-х: чиновники в зелёных мундирах.

5. Сумерки. «О, не верьте этому Невскому проспекту!»: те же чиновники, те же кавалеры, но с другими мыслями, целями.

Вывод: улица изображается как живое существо. В разное время появляются разные слои населения.

— Что Гоголь хочет показать таким многообразием людей?

— (Невский проспект – это олицетворение всего Петербурга с теми контрастами, которые он в себя включает).

— Как Гоголь создаёт образы людей, гуляющих по Невскому проспекту?

— ( Через описание вещей. Появляются не люди, а маски с усами, бакенбардами, шляпки, духи. Происходит овеществление).

— Какой это приём выразительности языка, когда называется целое через часть предмета?

— Какие нравы царят на Невском проспекту? Зачитайте.

— (Встречают по внешнему виду. Внешность – это главное. Лицемерные улыбки. Пустые разговоры под видом благородных, высоких тем (о погоде). Самодовольство и чванство. Праздное гулянье дворянства, тогда как простой люд бегает по делам, по работе).

— С каким чувством описывает нравы Гоголь? Какие приёмы использует?

-(Ирония, гротеск. Петербург, где нет целостных лиц, которые заменяются их частями тела и одежды. «Какая-то фантасмагория!») (Слайд 8)

— Фантасмагория – это причудливое бредовое видение. Но действительность не така

я, какой мы видим ее. Жизнь призрачна. Ничему нельзя верить. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» докажем это. Исследуем, как город влияет на людей на примере Пискарёва и Пирогова. Попутно составим опорный сигнал, схему. (Слайды 9, 10)

— Что общего в историях Пискарёва и Пирогова?

— В чём различие? Какой приём использует здесь Гоголь?

— ( Контраст – резкое противопоставление).

— Из какой социальной среды вышли герои? Какую роль играет социальная характеристика?

— (Окружение влияет на нравственность, характеры людей. Художник – человек искусства. Он живёт богатой духовной жизнью, мечтами о прекрасном, но он оторван от жизни. Военный – меркантилен, для него важнее насущные жизненные проблемы).

— В чём трагический смысл истории Пискарёва? Почему автор приводит его к самоубийству?

— ( Робкая наивная душа не выдерживает натиска жизни. В таком городе, в таком обществе нет места романтикам, мечтателям, духовности. Если человек живёт только одними мечтами, то рано или поздно они разбиваются о жизнь, и он разочаровывается. Так Гоголь показал противоречие между мечтой и действительностью).

— Почему Пискарёв обречён погибнуть, а Пирогов – жить дальше?

— Почему Гоголь в конце повести вновь возвращается к Невскому проспекту? Зачитайте. Какие выводы он делает? Каким настроением проникнут монолог?

— («О, Не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется.» Гоголь срывает маски с Невского проспекта и высказывает ненависть к городу с его продажностью и равнодушием к прекрасному и человеку).

— Вспомните Петербург Пушкина. Чем он отличается от Петербурга Гоголя?

-( Нет торжественности, красоты. Ирония, гротеск, реальность и фантастика. Видимость – одна, суть – другая. Двойственность Петербурга. В нём нет места прекрасному, преобладает фальшь).

— Гоголь делает вывод о героях: « Как странно нами играет судьба наша!» Вы согласны с писателем?

— Над чем заставляет задуматься повесть?

На этом наше исследование закончилось, но мы ещё встретимся с Петербургом на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание». И это будет уже Петербург Достоевского.

V. Домашнее задание . (Слайд 12)

Составить монологический ответ на основе опорной схемы «Петербург Гоголя».

источник

Один из самых обычных и
ведущих к самым большим
бедствиям соблазнов
есть соблазн словами:
“Все так делают”.

  • учить анализировать текст через предметные детали;
  • закреплять представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде, гротеске.

Развивающая:

  • развивать умение определять границы эпизода;
  • находить причинные связи между эпизодами;
  • развивать навыки речевого общения.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Краткие сведения о выходе повести Н.В. Гоголя “Нос” (1836 г).

В 20-30 гг. ХIХ века тема “носа” приобрела неожиданную популярность. Носу посвящались экспромты и фельетоны, рассказы и водевили, панегирики и лирические опусы. О носе писали не только третьесортные журналисты, но и даже известные литераторы, такие, как Бестужев-Марлинский, Н.В.Гоголь. Мнимая легковесность “Носа” создавала ему репутацию самого загадочного произведения Гоголя.

Сегодняшний урок – это попытка разгадать, какую идею писатель зашифровал в истории о несчастном носе майора Ковалёва.

2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург?

4) Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?

5) Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?

6) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего:

  • назовите время действия (марта 25 числа – пропажа носа, апреля 7 числа – возвращение носа);
  • назовите место действия (Петербург – столица государства Российского. Ковалёв живёт на Садовой улице. Цирюльник живёт на Вознесенском проспекте. Встреча с Носом произошла в Казанском соборе. Невский проспект столицы – своеобразная сцена, на которой каждый играет свою роль);
  • назовите героя повести (Ковалёв – мелкий служащий, мечтающий о вице – губернаторском месте).

7) Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? (Сам Ковалёв не видит ничего фантастического в том, что случилось, — ни боли, ни крови при потере носа. И мы, читатели, тоже воспринимаем фантастику как реальность. Доводя ситуацию до абсурда, Гоголь расширяет рамки истории, случившейся “в северной столице нашего обширного государства”, до истории всей России. И не только. Философский смысл повести обращён к потомкам.

— О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?

I группа учащихся работает с вопросами на карточке.

1. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым?
2. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору?
3. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю?

II группа учащихся:

  • Расскажите об объявлениях в газете.
  • В чём их абсурдность?
  • Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений?
  • III группа учащихся:

  • Какова композиция повести?
  • Зачем повествование начинается с I главы, в которой передана история цирюльника Ивана Яковлевича?
  • Какие несоответствия в поведении брадобрея вы обнаружили?
  • Что общего у Ивана Яковлевича с Ковалёвым?
  • Почему у Ивана Яковлевича нет фамилии?
  • Создавая гротескную ситуацию, Н.В. Гоголь показывает обычное в необычном свете, то, к чему все привыкли и не замечают, — срывает маску с уродливых явлений действительности.

    Призывает читателя заглянуть себе в душу и ответить, прежде всего, самому себе, соответствует ли его поведение, его душевный склад общепринятым нормам морали и нравственности.

    Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос.

    А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.

    Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.

    В самом конце повести автор делает вид, что упрекает сам себя, взявшего столь необычный сюжет: “Но что страннее, что непонятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты”.

    Что делает автор, чтобы разрушить эту условность, сорвать маску “приличия” с общества? Он тоже …надевает на себя Маску. Маску наивного и простодушного повествователя, удивляясь происшедшему, даже в финале повести укоряя себя за то, что такая нелепица стала предметом его повествования. И этот приём позволяет Н.В. Гоголю сатирически обрисовать пороки современной ему России.

    Читайте также:  Как очистить поры на носу

    Какова основная идея зашифрована в повести “Нос”? О чём предупреждает нас Гоголь? Какой литературный приём помогает создать Гоголю необычность ситуации? Гротеск – художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде.

    источник

    У роки 54–55
    Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»

    Цели: расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путем знакомства с произведениями из сборника «Арабески»; выделить основные темы, конфликты повестей «Невский проспект», «Шинель»; рассказать учащимся, что нового внес писатель в изображение Петербурга, как развивается тема «маленького человека» в произведениях Гоголя; сформировать представление о наиболее характерных художественных приемах, своеобразной писательской манере Гоголя.

    I. Вступительное слово учителя.

    В сборник Н. В. Гоголя «Арабески» (1835) наряду с критическими статьями по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился рассказ «Нос» (1836). Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 г.

    Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге – столице Российского государства.

    На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое название появилось в критике уже после смерти писателя.)

    Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал», – сообщал он матери. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным. Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях».

    II. Беседа по повести «Невский проспект» (1835).

    А. С. Пушкин: «Он [Гоголь] издал «Арабески», где находится его «Невский проспект», самое полное из его произведений… Гоголь идет… вперед».

    В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни».

    1. Чем привлекает Невский проспект? Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется положение человека в обществе. (Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…» [3, с. 6–8]. Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.)

    2. Какие контрасты можно наблюдать «здесь в течение суток»? («Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!»

    «О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…» [3, с. 39]. За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)

    3. Расскажите о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Какие чувства вызывают эти герои? (Перед восторженным мечтателем Пискаревым предстала «вся низкая, вся презренная жизнь, – жизнь, исполненная пустоты и праздности…»)

    4. Чем можно объяснить противоположность судеб Пискарева и Пирогова? Не представляет ли повесть «Невский проспект» соединение двух произведений?

    Композиция повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных линий.

    Петербург. В мире такой город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

    Гоголь «вскрывает социальный контраст сюжетных линий, что и является идейной основой композиционного единства повести «Невский проспект»» [15, с. 609].

    III. Рассказ о замысле «Шинели».

    Замысел, по-видимому, возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести. «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер» * .

    IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).

    В. Г. Белинский: «Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя».

    Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя».

    1. Расскажите о Башмачкине и его службе в канцелярии. (Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги. В «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

    «Молодые чиновники подсмеивались над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…» [15, с. 122].)

    2. Как реагировал на насмешки и унижения Башмачкин? («Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» [15, с. 123].)

    3. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?

    («Я брат твой…» Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.)

    4. Расскажите о мечте Башмачкина; о работе портного Петровича, еще одного «маленького человека».

    5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)

    6. Почему Акакий Акакиевич не нашел помощи у частного пристава, у «значительного лица»? (Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой. «Значительное лицо» – ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными отношениями.)

    7. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?

    8. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?

    Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания. Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А. И. Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина [12].

    Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.

    1. Чтение «Мертвых душ» (1-я глава).

    2. По первой главе. Экскурсия по городу N.

    3. Повторить материал из биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.

    источник

    Конспект урока в 10 классе по литературе «И подобные происшествия бывают на свете (по повести Н.В.Гоголя «Нос»)

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Конспект урока по литературе

    по учебнику Литература 9 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной.

    Тема урока: «И подобные происшествия бывают на свете» (По повести Н.В.Гоголя «Нос».

    -расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя на примере повести «Нос»;

    -помочь осознать особенности «Петербургских повестей» и смысл переплетения в них реального и фантастического;

    -выявить нравственные проблемы произведения, помочь понять, как автор раскрывает пошлость главного героя и мира Петербурга;

    — развивать умение находить в тексте приёмы, используемые автором для создания комического;

    -способствовать развитию творческого мышления, инициативности и творчества учащихся;

    -(ЗСТ) использовать разнообразные формы обучения и организации познавательной деятельности учащихся;

    — воспитывать внимание учащихся к слову, деталям текста;

    — прививать интерес к изучению русской литературы.

    Демонстрация 1 слайда презентации (Портрет Н.В.Гоголя)

    2) Вступительное слово учителя:

    -Продолжая начатый на прошлом уроке разговор о творчестве Гоголя, мы обращаемся сегодня к циклу «Петербургские повести», а именно, к одной из повестей этого цикла – «Нос», чтобы выявить секрет и долголетия и популярности произведений Гоголя.

    Слайд 2. Тема урока: « И подобные происшествия бывают на свете»

    Сообщение «Из истории «Петербургских повестей». Чадаева Ольга.

    — В 1836 году в пушкинском журнале «Современник» впервые печатается повесть «Нос». Она сопровождается следующим комментарием Пушкина: ( Слайд 3) «Н.В.Гоголь долго не соглашался на печатание этой шутки; но мы нашли в ней та много неожиданного, фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись».

    Пушкин говорит о фантастическом. Какие произведения можно отнести к фантастическим?

    Слайд 4. Понятие фантастического.

    — «Нос» — не первая повесть, в которой Гоголь обращается к фантастическому. Ранее мы уже знакомились с повестями из его сборников «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки», где происходили события, которые нельзя отнести к реалистическим. Но одинаково ли проявляется фантастическое в разные периоди творчества Гоголя?

    (Сообщение. Вырмаскина Люба)

    — Многие исследователи творчества Гоголя говорят о переплетении реального и фантастического в художественном мире писателя.

    Слайд 5.Слова Анненского. Например, по словам Анненского, «трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя». Как же такое переплетение в повести «Нос»?

    1 группа : Отметьте фантастические события, факты, описания, изображённые в повести.

    2 группа : Отметьте реальные события, факты, изображённые в повести.

    Вывод : фантастические события происходят наряду с реальными, они настолько переплетены, что иногда непонятно, где кончается одно и начинается другое.

    Теперь подробнее остановимся на реалиях повести и посмотрим, какие приметы времени обнаруживаются в произведении. Это задание выполняла 3 группа.

    Действие происходит в Петербурге. Автор настолько достоверно описывает город, что тот становится героем повести. Здесь даны архитектурные примеры города: действие начинается на Вознесенском проспекте города, продолжается на Исаакиевском мосту. Ковалёв живет на Садовой улице, гуляет по Невскому проспекту (Слайд 6. Невский проспект) от Полицейского до Аничкова моста (Слайд 7. Аничков мост). Едет вслед за Носом к Казанскому собору (Слайд 8 Казанский собор»), покупает орденскую ленточку в Гостином дворе и т.д.

    Вывод: Гоголю удаётся воссоздать достоверную картину современной жизни столицы 30-х годов 19 века. «Гоголь в своих произведениях изображает реальный, современный ему мир, реально существующий город, реальных людей, своих современников, но, обозначив достоверно и наглядно характерные приметы обыденного существования своих героев, автор повести внезапно взрывает нормальный порядок их жизни». (В. Маркович).

    -Что же нарушает привычную жизнь столицы? ( Цирюльник Иван Яковлевич находит в только что испечённом его женой Прасковьей Осиповной хлебе нос майора Ковалёва)

    — В каком тоне рассказывает об этом Гоголь? (Ирония) Найдите примеры в тексте.

    1) Стр. 39 (ирония); 2) стр. 40 (несоответствие, неожиданность); 3) стр. 50 (ирония); стр. 51 (ирония); стр. 51-52 (ирония);стр. 54 (ирония).

    — Какие приёмы комического использует автор? (Слайд 9. Приёмы создания комического:гипербола, гротеск, неожиданность, несоответствие, говорящие фамилии,ирония)

    Начнём с фамилии главного героя. Можно ли назвать её говорящей? Не Трубецкой, не Меншиков, а просто Ковалёв. Что же он из себя представляет?

    Вывод : Суть героя – раздутое самолюбие, тщеславие;

    — преклоняется перед чинами и званиями;

    — мечтает о браке по расчёту (не менее 200 тысяч приданного);

    — хочет придать себе весу в обществе ( хвалится связями и знакомствами с влиятельными людьми: со статской советницей Чехтарёвой и штабс-офицершей Подтыкиной).

    — Есть ли в этом человеке что-то, привлекающее внимание? Вот как раз для этого и нужны необычайные происшествия, случающиеся с ним.

    -Как Гоголь использует в повести гротеск? (Слайд 10. Гротеск).

    1 группа : Найдите применение гротеска в сюжетной линии «Ковалёв – нос».( Слайд 11. Иллюстрация Алимова к повести «Нос») .

    1) Стр.40 (фантаст-е); 2) стр. 42-43 (фантаст-е); 3) стр. 59 (фантаст-е).

    Вывод : Ковалёв вступает в конфликт с собственным носом. Здесь гротескно всё.

    2 группа : Как при помощи гротеска показана реакция героев на происходящее, абсурдность их суждений?

    Вывод: реакция окружающих тоже гротескно.

    Стр. 38- Прасковья Осиповна;

    Стр. 50- частный пристав – неожиданность;

    Стр.52- полицейский чиновник.

    3 группа: Найдите размышления Ковалёва о носе.

    Стр. 44- ирония; стр. 51 –ирония; стр. 48.

    Вывод : Потеряв свой нос, Ковалёв боится, что планы его относительно карьеры и личной жизни могут не осуществиться.

    Читайте также:  Как остановить кровотечение из носа

    — Почему именно носа лишает автор героя? (Можно потерять то, что имеешь. Совести, чести, достоинства у него нет, значит, он не может их потерять).

    — Повлияло ли происшествие на жизнь героя? (Это не заставило его пересмотреть свои идеалы, приоритеты.)

    — Какие негативные явления жизни современного Петербурга вскрыты в повести? (Взятничество, чинопочитание, карьеризм, корыстолюбие, т.е. пошлость.

    — Какой урок можно извлечь из этой повести? (Когда человек печётся только о внешней привлекательности, не задумываясь над своим внутренним миром, он может потерять своё лицо, свою личность)

    Домашнее задание: 1 уровень-тесты; 2 уровень – сочинение-миниатюра «Какие пороки раскрывает Гоголь в Ковалёве?»; 3 уровень – эссе «Что значит для меня выражение «потерять нос»?»

    источник

    Образ Перербурга в повести Н.В. Гоголя » Невский проспект» .

    План- конспект урока литературы в 10 А классе

    Тема: Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» (обучение анализу эпизода).

    Эпиграф: «Хотите ли … изучить Петербург? – Читайте «Невский проспект»» (В.Г. Белинский)

    Тип урока: изучение нового с обобщением и систематизацией ранее изученного.

    Вид урока: урок – исследование.

    Цель: развитие навыков анализа эпизода.

    Задачи: — выявить языковые средства изображения «города-обмана»,

    — определить ведущий художественный приём в

    — сформулировать художественную идею повести,

    — развитие интеллектуальных, общекультурных компетенций старшеклассников, навыка работы в группе.

    Требования к уровню подготовки обучающихся:

    — обучающиеся должны знать: содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Пушкина и Гоголя, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносится в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира;

    — обучающиеся должны уметь: владеть навыками краткого пересказа, устного словесного рисования; анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции, самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы.

    — презентация к уроку в программе PowerPoint,

    — словарная статья к слову «фантасмагория» из толкового словаря, выписанная на доске,

    — записанные на доске слова Белинского о произведениях Гоголя.

    «Кто лучше может познакомить читателей с особенностями характера русских или малороссиян, если не Гоголь? Хотите ли, в особенности, изучить Петербург? – читайте его «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос»… Вы найдёте тут лица, которых бог не создал нигде за чертою Петербурга»… никто, кроме Белинского, не мог бы сказать лучше о книгах Н.В.Гоголя.

    Мы уже говорили о личности Н.В.Гоголя. Сегодня продолжим исследование произведений 30-х годов, вошедших в сборник «Арабески». Это так называемый Петербургский цикл, в который вошли «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего».

    Цикл «Петербургские повести» представляет собой сложное и своеобразное явление, которое стало существенной вехой в развитии творчества Гоголя и русского критического реализма.

    Почему цикл называется «Петербургским»?

    В творчестве какого писателя мы встречали описание Петербурга? ( Петербург описывает Пушкин В поэме «Медный всадник». Город – величественное творение гения Петра, могущественный, величественный, краса России. Но Пушкин внёс существенные коррективы: красота столицы для Поэта – оборотная сторона трагедии «маленького человека», населяющего окраины и трущобы этого города)

    Гоголь продолжил пушкинскую традицию. Но продолжил своеобразно, причём в значительной мере опираясь на свой личный опыт.

    Приехав 20-летним юношей из провинции, Гоголь пережил тяжкое испытание. В далёком и тихом Нежине думалось, что там, в Петербурге, кипит деятельная жизнь, направленная на благо общества. Ничего похожего! Тишина, покой, отсутствие стремлений, люди, лишённые каких-либо высоких порывов, — вот что поразило Гоголя.

    «Тишина в нём необыкновенная – сообщает он весной 1829 года домой, — никакой дух не блестит в народе, всё служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их»

    Петербург поразил молодого писателя картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных конфликтов. Грубое унижение человека, торжество «кипящей меркантильности», атмосфера полицейского произвола – всё это, по словам Гоголя, превращало Петербург в гранитную казарму. И ещё. Это какой-то странный город! Здесь многое не похоже на то, что происходит в других городах.

    Тикам увидел город своей мечты 20-летний Николай Гоголь. Каким же изобразил его в своём цикле уже известный писатель Николай Васильевич Гоголь в цикле «Петербургские повести» , и в частности, в повести «Невский проспект».

    Повесть «Невский проспект» — первая повесть цикла. В основе сюжета две новеллы.

    Кто герои новелл? (1 — художник Пискарёв, 2 – поручик Пирогов)

    Связаны ли истории друг с другом внешними признаками? (нет)

    Но что их объединяет? (сюжетно они объединены рассказом о Невском проспекте).

    Именно здесь, на главной улице северной столицы, завязываются узлы, которые потом распутывает каждый по-своему. Но панорама Невского проспекта служит идейно-эмоциональным ключом не только к этой повести, но и ко всему Петербургскому циклу. Описание Невского проспекта обрамляет собственно художественную часть произведения, причём рамка очень массивная. Мы уже не раз сталкивались с подобной композицией в художественных произведениях.

    Что обычно важно: обрамление или то, что внутри? ( то, что внутри)

    Можем ли мы то же самое уверенно сказать о повести «Невский проспект»? ( нет, в повести «невский проспект» более важна рамка, т.к. она выражает художественную идею произведения)

    Как можно интерпретировать внутреннюю часть произведения? (например, как ситуации, которые могли произойти на Невском проспекте)

    Ну а поскольку рамка играет важную роль в произведении, то сегодняшний урок будет посвящён анализу описания Невского проспекта в этой повести.

    III. Вопросы для анализа эпизода. Учащиеся работают в группах (читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные), сообщают результаты наблюдений.

    Прочитайте описание Невского проспекта в начале и в конце повести и отметьте элементы со знаком «+» и со знаком « — ».

    Нет ничего лучше Невского проспекта!

    Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!

    Да и кому же он не приятен?

    Всемогущий Невский проспект!

    О, не верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!

    Ничуть не бывало… Совсем нет… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.

    Что является доминирующим в описании Невского проспекта в начале и в конце повести? (в начале повести — утверждение через отрицание , в конце повести — обилие средств, работающих на отрицание (отрицательные частицы, слова, усиливающие отрицание); лексика с отрицательным наполнением).

    В чём еще особенность изображения Невского проспекта в конце повести? (Используется прием олицетворения: автор довольно жёстко обличает Невский проспект во лжи, говоря о том, что сам демон помогает ему в этом обмане.)

    Невский проспект в изображении Гоголя — живое существо, наделённое определёнными человеческими качествами, главное из которых — лживость.

    Невский проспект и люди на нём изображены в течение целого дня:

    Какая быстрая фантасмагория совершается на нём в течение одного только дня!” (учащиеся записывают значение слова в тетради)

    Слово фантасмагория означает:

    1) Причудливые, удивительные изменения, превращения; 2) Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств: игра света и тени; 3) Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

    Безусловно, все эти значения присутствуют в повести. Неслучайно уже в начале Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте “фантасмагорией”, связывая его тем самым с обманом, иллюзией.

    1. Каков же он, человек, в изображении Гоголя? Давайте найдём группу слов с лексическим значением «человек», «люди».(Учащиеся работают в группах ,читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные, сообщают результаты наблюдений.)

    Группа 1 анализирует отрывок от слов «Начнем с самого утра…»

    Группа 2 анализирует отрывок от слов «…ближе к двум часам…»

    Группа 3 анализирует отрывок от слов « В три часа…»

    Группа 4 анализирует отрывок от слов “С четырёх часов…”

    Группа 5 «И, наконец, сумерки».

      Какие слова из лексической группы «человек» вы обнаружили? (Учащиеся, работавшие в 1 группе, предъявляют результаты исследования: Человек, мужик, житель, мальчики, народ, гувернеры, чиновник.)

    Перед нами имена существительные со значением лица. Какую информацию о человеке они несут? Подчёркивает ли автор какие-нибудь индивидуальные черты?

    (Сословие, служебное и социальное положение, род занятий, возраст, пол. Индивидуальные черты не обозначены.)

    Продолжаем наблюдать, как Гоголь изображает людей на Невском проспекте. (Учащиеся, работавшие во 2 группе, предъявляют результаты исследования: Все, окончившие довольно важные домашние задания …Поговорившие со своим доктором …Узнавшие о здоровье лошадей …Прочитавшие афишу …Те, которые служат в иностранных коллегиях …Встретите разговаривающих о концерте или о погоде).

    Почему для описания людей Гоголь использует местоимения с относящимися к ним причастными оборотами, субстантивированные причастия, сложноподчинённые предложения? Какова их роль?

    (Личность не важна, важна функция, действие, которое она выполняет.)

    С помощью каких слов описаны прохожие?

    (Бакенбарды, усы, тысячи сортов шляпок, платьев, платков, талии, дамские рукава.)

    1. Почему это все – неодушевленные существительные? Как называется средство выразительности, которое при этом использует Гоголь?

    (Для обозначения человека Гоголь использует неодушевлённые существительные с лексическим значением “часть тела” или “предмет гардероба”. Такой приём, когда вместо названия целого предмета используется название его части, называется метонимией).

      Какие еще слова, обозначающие людей, вы обнаружили?

      (Целое море мотыльков, …блестящая туча над чёрными жуками мужеского пола)

      Почему автор использует для обозначения человека одушевлённые существительные со значением “насекомое”?

      ( Автор стремится подчеркнуть, что перед нами очень мелкие существа, которые, как правило, роятся в необыкновенном количестве. Снова подчёркивается отсутствие индивидуальности, массовая одинаковость.)

      1. Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили?(Учащиеся, работавшие в 3 группе, предъявляют результаты исследования: …Титулярные, надворные и прочие советники……Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари).
      2. Почему называются лишь чины прохожих?

      (Появление, скорее, не людей, а чинов, которое, кстати, сопровождается тоже неким обманом: “На Невском проспекте вдруг настаёт весна”. Но весна мнимая, это только зелёные вицмундиры чиновников. Но сколько же их должно быть, чтобы всё вокруг позеленело!)

      1. Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили?

      (Учащиеся, работавшие в 4 группе, предъявляют результаты исследования: Какая-нибудь швея, какая-нибудь жалкая добыча, какой-нибудь заезжий чудак, какая-нибудь длинная высокая англичанка, какой-нибудь артельщик)

      1. Зачем повторяется неопределенное местоимение?

      (Повтор неопределённых местоимений выражает пренебрежение, неважность означенных персон).

      Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург.

      Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Человек — вещь, абстрактное понятие.

      Для чего же человек-вещь существует в этом мире? Какова цель? Говорит ли об этом Гоголь? (Учащиеся, работавшие в 5 группе, предъявляют результаты исследования: Невский проспект оживает и начинает шевелиться. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное… (приём градации)

      Цель, только что обозначенная автором, тут же сводится к нулю. А люди превращаются в длинные тени.

      Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такой важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы…

      Важность и благородство оборачиваются обычной пошлостью. Важности и благородства тоже нет, есть только видимость.

      Автор разоблачает Невский проспект ещё в первой части. Какова же тогда роль восклицаний, выражающих восхищение автора, в начале повести? (Это тоже не настоящее восхищение. Оно лишь подчёркивает авторскую иронию. Именно ирония свергает изображаемый предмет с его мнимой высоты.)

      Красота? Что, связанное с понятием красоты, есть на Невском проспекте?

      Коммуникация? Общаются ли люди друг с другом, взаимообогащаются ли личности?

      Выставка? А что показано как лучшее произведение человека?

      Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!

      Образ Петербурга в восприятии Гоголя всегда двойственен, внутренне контрастен. В сущности, в повестях нет единого, цельного образа города. Богатые и бедные, беспечные бездельники и горемыки-труженики, преуспевающие пошляки и благородные романтики. Но это город – воплощение всех безобразий и несправедливостей, творящихся в полицейско-бюрократической России. Это город, где «кроме фонаря, всё дышит обманом».

      Владимир Набоков так сказал о Петербурге Гоголя: “Петербург: смазанное отражение в зеркале, призрачная неразбериха предметов, использованных не по назначению; вещи, тем безудержнее несущиеся вспять, чем быстрее они движутся вперёд; бледно-серые ночи, вместо положенных чёрных, и чёрные дни…

      V. Домашнее задание: составить письменное высказывание по теме урока.

      Список использованной литературы.

      Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. В 2-х т.т. – М.: Искусство, 1986г.

      Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. – Ленинград: Художественная литература, 1983г.

      Машковец Н.Г. Гоголь в кругу художников. – М.: Искусство, 1955г.

      Храпченко М.В. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984г.

      источник

      Н.В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с пуб­ликою удовольствием, которое доставила нам его рукопись.

      А.С. Пушкин.
      Примечание к повести «Нос»

      «Нос» продолжает держать нас в недоумении.
      С.Г. Бочаров. «Загадка «Носа” и тайна лица»

      П овесть Н.В. Гоголя «Нос» описывает «необыкновенно странное происшествие”. В 7-м классе не представляется возможным глубоко и полно, с учётом социально-философского и психологического смысла, прочитать эту загадочную повесть. Но можно попробовать погрузить детей в реальное и одновременно мистическое, комическое и очень живое пространство «Носа». Оно как будто игровое — и предлагает погадать вместе с автором и его героями, как может существовать то, чего быть не может. Впрочем, не просто погадать, а поискать основы для своих догадок в языке, в сюжете, в особенностях композиции. Не всегда обязательно в общении с детьми этого возраста использовать литературоведческие термины, но всегда желательно основываться на законах, которые они выражают.

      Дети к такой условной игре к седьмому классу готовы, и она может стать не просто развлечением, а способом чтения и понимания художественного произведения. Только после такого обсуждения можно будет с толком прочитать или перечитать комические и многозначительные слова в конце «Носа»: «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают”. (И вспомнить их гораздо позже — при изучении М.Булгакова.)

      Иллюстрация художницы Ники Гольц к повести «Нос».

      Между тем общение с гоголевской повестью подвигает нас всё ближе к пониманию во все эпохи современной мысли, которую выразил И.Ф. Анненский: «…В рассказе можно усмотреть весьма определённую художественную цель — заставить людей почувствовать окружающую их пошлость”. Статья Иннокентия Анненского «О формах фантастического у Гоголя» подробно рассматривает эту тему.

      Очень интересно рассмотрена повесть также в статье С.Г. Бочарова. Сомнительно, однако, чтобы мы были готовы говорить на таком уровне с семиклассниками. Но в итоге проведённого урока (или двух уроков) с элементами мастерской дети сами способны выйти к важнейшей мысли современного учёного: «Человеческий образ у Гоголя, в самом деле, распался на «лики без души» («нос») и загадочный, неизвестный внутренний лик («душа» или «сам» человек)”.

      Ход занятия

      …Их роль с мистической тревогой
      Интуитивно чуял Гоголь…

      А.Вознесенский

      I. Вспомните поговорки и фразеологизмы, связанные с носом. (Запишите.) Если мало помним, подскажет учитель.

      Комар носа не подточит. (Всё чисто, не к чему придраться.)
      Прищемить нос. (Уесть кого-то, ущучить, поймать и наказать.)
      Повести носом. (Почувствовать что-то интересное и проявить это внешне.)
      Носом чуять.
      Совать свой нос не в своё дело.
      Не видеть дальше собственного носа.
      Показать нос. (Подразнить.)
      Нос не дорос. (Основа — метонимия.)
      Водить за нос. (Обманывать.)
      Натянуть нос. (Обмануть.)
      Задирать нос. (Важничать.)
      Мороз Красный нос.
      Не выше (или не дальше) носа (видеть).
      Вешать нос. (Метафора + метонимия.)
      Носом землю рыть.
      Столкнуться нос к носу.
      Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

      Каков смысл такого частого упоминания носа в русском языке?

    • Выдающаяся вперёд часть лица, притом разных форм.
    • Выдаваться — многозначное слово. Иногда нос украшает, иногда незаметен, иногда мешает, сопит, краснеет… — в общем, как будто живёт своей жизнью. Иногда некоторым людям кажется, что их судьба зависит от носа. (Ср.: Сирано де Бержерак.)
    • Иногда из-за формы носа и его подвижности, а то и по характеру человек может напоминать животное: клюв, рыло, хобот. (А ещё бывают носорог, носуха, утконос…)
    • Как люди называют нос? Носопырка, носик, носишка, носище (носатик — носатый человек)…
    • Нарисуйте носы разной формы. Подпишите: что ощущает владелец такого носа? (Гордость, злобу, желание похвастаться, уныние, смирение, спокойствие, важность, презрение к окружающим…)
    • Послушайте стихотворение А.Вознесенского «Баллада-диссертация» (см. Приложение). Реальное это представление о роли носа или преувеличенное?
    Читайте также:  Как не петь в нос

    II. О смысле гиперболизма

    • Чему служит преувеличение? (Ср.: роль лупы, микроскопа, телескопа. Помогает лучше рассмот­реть, изучить, понять, найти главное. Иногда — опасное, болезнетворное.)
    • А чему может служить фантастика в правдивом повествовании, описании? (Развлечению, развитию воображения…) А ещё?…

    III. Несколько слов о «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. В них много фантастического, неясного — прежде всего для самих героев. Из-за чего?

    • Из-за наивности, неопытности, неумения понять реальность.
    • Из-за того, что действие — во сне или в мечтах.
    • Из-за вмешательства потусторонних сил.
    • Из-за собственного безумия, а иногда — из-за безумия мира, в котором живут гоголевские герои.

    IV. Что и для кого странно в повести «Нос»?

    1. Назовём действующих лиц. Представьте, что вам нужно составить афишу (если пьесы уже рассматривались в классе). (Задание можно дать как индивидуальное или в паре — заранее, на дом.) Афишу можно и нарисовать, включить портреты — по желанию.

    1) Иван Яковлевич — цирюльник (брадобрей), нашедший запечённый в хлебе нос.
    2) Прасковья Осиповна — его жена, которая пекла с утра хлеб, а потом ругала мужа.
    3) Майор Ковалёв (Платон Кузьмич) или коллежский асессор, потерявший нос.
    4) Квартальный надзиратель благородной наружности на Исаакиевском мосту.
    5) Нос, сбежавший от хозяина, — статский советник.
    6) Седой чиновник, в старом фраке и в очках, в газетной экспедиции.
    7) Частный пристав — любитель сахара.
    8) Доктор с благородною осанкою.
    9) Штаб-офицерша Подточина Александра Григорьевна — (в письме.)
    10) Иван — слуга майора Ковалёва.

    2. Рассмотрим сюжет. Беседа о сюжете и выборочное чтение повести. (Читать с начала повести могут учитель или заранее подготовленные ученики.) Обязателен комментарий учителя к словам с неясным лексическим значением (например, цирюльник, фрак, значительная мина, кавказский асессор, штаб-офицерша, статский советник, ботфорты, пасквильный вид).

    Вариант: задание выполняется заранее как индивидуальное или в паре. Тогда подготовленные ученики выступают как консультанты по мере необходимости при чтении. Они должны заранее выявить непонятные или не до конца понятные слова и ситуации. Возможны предварительные консультации.

    3. Есть ли в повести объяснение, почему исчез нос? Есть ли предположения?

    Что «собрали” в классе

    1) Отрезал или оторвал невзначай цирюльник («пьяница страшный”) — однако нос был цел с вечера (с прыщиком).
    2) Наколдовала («волхвования”) Подточина — но она не сердилась, а продолжала мечтать о зяте.
    3) Всё происходит во сне или спьяну — но, ущипнув себя до вопля, Ковалёв выяснил, что бодрствует и соображает.
    4) Украли или сбежал — область чистой фантастики (но Ковалёв-то сразу едет к полицмейстеру!).
    5) Нарушение субординации, разрешённых мест и чинов (это объяснение Ковалёва Носу в церкви, то есть сам нос — плут и мошенник, потому и сбежал).
    6) «У порядочного человека не оторвут носа”, то есть это результат неприличного образа жизни хозяина носа (объяснение частного пристава, желавшего отдохнуть после обеда).
    7) «Только чёрт разберёт это!” — итоговая мысль майора Ковалёва. («Чёрт его знает, как это сделалось…” — говорит и Иван Яковлевич.)

    Выберите себе любое объяснение и подберите аргументы в тексте. Объясните друг другу свою точку зрения в группе из четырёх человек.

    V. Подумайте и объясните друг другу, какие фразеологизмы со словом нос и почему подходят для определения состояния майора Ковалёва и его поведения.

    Выступите от группы со своими объяснениями.

    VI. Фантастическое в реальности — не об этом ли повесть Гоголя? Но, может быть, это 1) гипербола, 2) гипотеза, 3) модель (опыт, эксперимент)? Каждый из названных ответов требует осмысления. 1) Преувеличение — чего и зачем? 2) Гипотеза — предположение о чём и как объяснить, аргументировать? С какой целью появляется у автора? 3) Модель (мира, отношения человека к жизни и к себе, модель поведения) — что моделируется, почему именно так и к каким размышлениям побуждает?

    1. Подберите и запишите слова — рифмы к слову нос. Прочитайте вслух (пишем на доске).

    источник

    Материал презентации поможет учителю провести обзор по «Петербургским повестям» и подробно остановиться на «Невском проспекте» и «Портрете».

    Просмотр содержимого документа
    «Презентация к урокам литературы в 10 классе по «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя»

    Презентация к урокам литературы в 10 классе по «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя Автор: Гузей Н.В., МБОУ «СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края»

    Название не принадлежит Гоголю, дано редакторами его сочинений. В 1833г. писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии»

    «Невский проспект» «Нос» «Портрет» «Шинель» «Записки сумасшедшего» «Рим»

    «Пушкин почувствовал какой-то изъян

    в Петербурге… Но странность

    этого города была по-настоящему

    понята, когда по Невскому проспекту

    прошел такой человек, как Гоголь»

    «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё…»

    «О, не верьте этому Невскому проспекту. Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект… »

    пошлость мыслей и поступков. Расчетливый, наглый, без чувства достоинства.

    Спасти понравившуюся девушку

    Волочится за женщинами, искусство обольщения (пошлость, разврат)

    Погибает, т.к. не в силах бороться с Петербургом, городом пошлости.

    Обольстить, получить наслаждение

    Человеку-романтику, мечтателю нет места в жестоком и пошлом мире человеческих отношений, олицетворением которых предстаёт Невский проспект.

    После позорной истории быстро утешился в булочной.

    Фамилия Пискарёв от слова «писк». Человек угнетён, притеснён, ему ещё хватает сил на какое-то слабое сопротивление, но безжалостный Петербург убивает любую живую душу.

    Фамилия героя говорящая – автор подчёркивает круг интересов и пустую сущность этого человека. Он из числа тех усов, фраков, которые прогуливаются по проспекту.

    • Почему Пискарев «обречен» погибнуть, а Пирогов «обречен» благополучно жить дальше?
    • Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

    • обманчивость,
    • призрачность,
    • лицемерие,
    • пошлость,
    • обезличивание,
    • иррациональность

    Обязан пропустить боль всего человечества через свое сердце.

    Таково представление Гоголя о миссии писателя, которое он сохранил до конца дней.

    • Цирюльник Иван Яковлевич
    • Коллежский асессор Ковалев (майор)

    • Кто такой Ковалев?
    • С какой целью Ковалев приехал в Петербург?
    • Каков портрет Ковалева?
    • Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?
    • Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?

    • Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего
    • Каково время действия?
    • Где происходит действие?
    • Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего?
    • О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?

    » Портрет» — не просто одна из «Петербургских повестей», в которой говорится о назначении писателя и его творения , — это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника.

    I часть. Истории художника Чарткова.

    II часть. Обстоятельства создания портрета и судьба его автора .

    Композиция 1 части повести

    • Как выглядел Чартков в начале повести?
    • Что представляло собой его жилье?
    • Был ли Чартков талантлив? Найдите подтверждение в тексте.

    • Как изображен процесс работы над портретом Лизы?
    • Что нарушает работу художника?
    • Как относится к претензиям заказчика?
    • Что примиряет его с ними?
    • Почему Гоголь так подробно описал первый портрет, а об остальных творениях художника упомянул только вскользь?

    Как закончил жизнь Чартков?

    Композиция 2 части повести

    1.Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя?

    2.Почему к ростовщику постоянно обращались люди за деньгами?

    3.Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести Н.В.Гоголя?

    4.Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

    • Почему ростовщик заказал свой портрет?

    Проблема выбора художниками своего пути к искусству

    Художник Андрей Петрович Чартков

    Художник, написавший портрет ростовщика

    • Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?

    Советы художника портрета своему сыну

    • «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его. Исследуй, изучай все, что ни видишь,…умей находить внутреннюю мысль и… старайся постигнуть высокую тайну созданья».
    • «Спасай чистоту души своей. Кто заключит в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».

    «Маленький человек» -социально-литературный тип

    • невысокое социальное положение,
    • утрата своего лица, своей личности,
    • человеческая приниженность,
    • робость,
    • судьба безысходна,
    • вызывает чувство жалости.

    Список использованных источников

    • http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2010-06/1277047470_892df9a0b01c.jpg
    • http://elenasuetina.narod.ru/photo71.jpg
    • http://troitskaya.ucoz.ru/_ph/3/163837540.jpg
    • http://arts.in.ua/i/2478/f_nevskiy—prospektn-gogolillyustraciya_suetina_elena_1288782560.jpg

    Шаблон презентации автора Морозовой Н.Т., МБОУ «Павловская СОШ» Павловский район, Алтайский край.

    источник