Меню Рубрики

Надстройка на носу судна 7 букв сканворд

Цель жизни — добыча. Сущность жизни — добыча. Жизнь питается жизнью. Все живое в мире делится на тех, кто ест, и тех, кого едят. И закон этот говорил: ешь, или съедят тебя самого. Белый Клык

  • Адаптивная вёрстка
  • Вёрстка кроссбраузерная
  • Резиновая вёрстка
  • Нарезка, верстка по psd файлам;
  • Программирование JavaScript, jQuery
  • Натяжка сайтов на CMS

• https://www.sampokkm.ru Купить онлайн кассу для ип: какую онлайн кассу Купить.

Анкерок – бочонок для пресной воды.

Бак – носовая часть верхней палубы.

Бакштаг – курс, при котором направление движения судна составляет от 100° до 170° с направлением ветра; ветер дует косо в корму.

Банка – сиденье для гребцов на шлюпке.

Баркентина – трех– и более мачтовое парусное судно, имеющее на передней мачте прямые паруса, а на остальных косые.

Бейдевинд – курс, при котором направление движения судна составляет от 10° до 80° с направлением ветра; ветер дует спереди сбоку.

Бизань-мачта – самая задняя мачта на трех– и более мачтовом судне.

Бимсы – поперечные связи судна, на которые сверху настилается палуба.

Битенги – одиночные деревянные или металлические тумбы для крепления троса.

Бом-кливер – передний из косых треугольных парусов на носу судна.

Брашпиль – ворот с горизонтальным барабаном, служащий для подъема якоря и для тяги снастей.

Бухта троса – свернутый кругами трос.

Бушприт – деревянный брус, выступающий горизонтально или слегка наклонно с носа судна; к нему привязываются нижние передние углы бом-кливера и кливера.

Ванты – снасти, поддерживающие мачту и идущие от нее наклонно к бортам. Имеют веревочные ступеньки – выбленки. Форванты – ванты на фок-мачте; грот-ванты – ванты на грот-мачте.

Верп – небольшой якорь.

Вымбовка – рычаг для вращения вручную якорного шпиля.

Выносить на ветер – перемещать нижний задний угол паруса на наветренный борт.

Галион – тип большого парусного судна.

Галс – курс судна относительно ветра. Идти правым или левым галсом – идти при ветре, дующем с правой или левой стороны.

Галфинд – курс, при котором направление движения судна образует угол от 80° до 100° с направлением ветра. Ветер дует прямо в борт судна.

Гафель – наклонный брус, упирающийся одним концом в мачту и служащий для подъема верхнего паруса.

Гафель-гардель – снасть, служащая для подъема переднего конца гафеля.

Гик – горизонтальный брус, упирающийся одним концом в мачту. К нему привязывается нижний край нижнего паруса.

Гитовы – снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней.

Грот – нижний парус на грот-мачте.

Грот-мачта – вторая от носа мачта.

Дирик-фал – снасть, которой поднимают гафель.

Каперы – каперские суда, то есть вооруженные частные корабли, занимающиеся с разрешения своего правительства задержанием и захватом в море неприятельских судов.

Кат-балки – поворотные балки, установленные на носу судна и служащие кранами для подъема якорей на палубу.

Киль – продольный брус в нижней части судна, простирающийся от носа до кормы и служащий основанием, к которому крепятся остальные детали набора судна – корабельного скелета. Выдвижной киль, или шверт, – вертикальный плавник, выдвигаемый в воду через прорезь в днище, огражденную специальным ящиком – колодцем, и служащий для уменьшения бокового сноса – дрейфа под действием ветра.

Кильватер – струя, остающаяся некоторое время заметной за кормой идущего судна. Идти в кильватере – следовать в кильватерной струе идущего впереди судна.

Кливер – второй из косых треугольных парусов на носу судна.

Кливер-фал – снасть, с помощью которой поднимается кливер.

Клипер – судно, принадлежащее к самому быстроходному классу парусных судов. Клиперы имели огромное количество парусов, которые редко убирались даже при штормовых ветрах.

Клотик – деревянный кружок, накрывающий верхушку мачты или стеньги.

Клюз – отверстие в борту, через которое проходит якорная цепь.

Кнехты – парные металлические тумбы, прикрепленные к палубе и служащие для крепления троса.

Комингс – высокая закраина люка, служащая ограждением от воды.

Кокпит (буквально «петушиная яма») – открытый сверху, обычно сообщающийся с каютной надстройкой вырез в кормовой части палубы на небольших судах и катерах.

Корма – задняя оконечность (часть) судна.

Кофелъ-нагель – стержень, вставленный в отверстие кольца на мачте и служащий для крепления и подвешивания снастей.

Лаг – приспособление, служащее для измерения скорости судна или пройденного им расстояния.

Лаглинь – веревка, к которой прикреплен поплавок лага.

Леер – веревка, снасть, закрепленная обоими концами; служит для постановки некоторых парусов, для развешивания белья после стирки и т.д.

Ликтрос – мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

Марсели – вторые снизу прямые паруса, здесь на мачте со смешанным, то есть и косым и прямым парусным вооружением.

Марсовые – матросы, работающие на мачтах при постановке и уборке парусов.

Миля морская – равна 1852 метрам.

На борт (руль) – повернуть руль до отказа.

Нагели – гладкие, без резьбы длинные болты, вставляемые в отверстия специальных планок с внутренней стороны фальшборта или в обоймы у основания мачты и служащие для крепления за них различных снастей.

Найтовы – тросовые или цепные крепления.

Нактоуз – привинченная к палубе тумба с надетым сверху колпаком, под которым устанавливается компас. Снабжается приспособлением для освещения компаса.

Нирал – снасть, за которую тянут вниз некоторые паруса при их уборке.

Нок – наружная оконечность всякого горизонтального или наклонного дерева, например, нок гафеля.

Обводы – формы и линии корпуса судна.

Оверштаг – «поворот оверштаг» – поворот против ветра, когда судно проходит линию ветра носом.

Остойчивость – способность судна, наклоненного ветром или волной, возвращаться в прямое положение. Чем ниже центр тяжести судна, тем больше его остойчивость.

Пиллерсы – вертикальные стойки, поддерживающие палубу снизу.

Планшир – верхний брус борта шлюпки или фальшборта корабля.

Подвахтенные – сменившиеся с вахты.

Полветра – «в полветра» – то же, что галфинд.

Полубак – площадка над палубой на носу судна.

Приводить к ветру – поворачивать судно носом к ветру.

Раздернуть – совсем отпустить шкоты, чтобы паруса (здесь передние) свободно заполоскали и не мешали повороту судна в ту сторону, откуда дует ветер.

Ракс-бугель – скользящее по мачте кольцо с крючком, служащее для подъема рейка, к которому крепится верхний край паруса.

Рангоут – деревянные или металлические части, к которым привязываются паруса.

Реи – длинные горизонтальные поперечины, подвешенные за середину к мачтам и служащие для крепления прямых трапециевидных парусов.

Риф – «брать рифы» – уменьшать площадь паруса, подбирая и подвязывая его нижний край короткими снастями – риф-штертами, прикрепленными в два или в три ряда к парусу. Рифы берутся в случае сильного ветра.

Рубка – надстройка в виде домика на верхней палубе или мостике. На парусных шхунах и яхтах – выступающая над палубой верхняя часть каюты или кают-компании. В этом случае крыша каюты называется «палубой рубки».

Румпель – рычаг, насажанный на верхнюю часть (голову) руля, с помощью которого его поворачивают.

Салинг – деревянные брусья, крестообразно прикрепленные к мачте; служат для привязывания снастей и как опора для стеньг.

Сампан – тип плоскодонного парусного судна, распространенный на Дальнем Востоке, и в частности в Китае.

Свайка – инструмент в виде заостренного стержня, употребляемый при работах с тросами.

Сезни – здесь куски троса, служащие для привязывания свернутого паруса при уборке его на положенном месте.

Спенкер (контр-бизань) – четырехугольный косой парус, поднимаемый на задней мачте судна с полным прямым парусным вооружением.

Стаксель – третий из передних треугольных парусов непосредственно впереди фок-мачты.

Стеньга – брус, служащий продолжением мачты; фор-стеньга – стеньга фор-мачты.

Степс – деревянный брус с углублением, в которое вставляется шпор (нижний конец) мачты.

Такелаж – снасти, служащие для укрепления частей рангоута, для подъема и спуска парусов и рангоута и для управления парусами.

Тали – система блоков и тросов для подъема тяжестей, управления парусами и т.п.

Талреп – трос или винт для подтягивания снастей стоячего такелажа.

Топ – верхушка, топ-мачта – верхушка мачты.

Топсель – верхний косой парус на грот-мачте (грот-топсель) и фокмачте (фок-топсель).

Траверз – направление, перпендикулярное продольной оси судна.

Транцевая корма – поперечный срез задней оконечности судна, образованный транцем – плоской вертикальной или слегка наклонной поверхностью из досок.

Тузик – небольшая двухвесельная шлюпка.

Туманный горн – рожок для подачи в тумане установленных сигналов парусными судами. Издает низкий и далеко слышный звук.

Уваливать под ветер – отклоняться носом от встречного ветра.

Узел – единица измерения скорости хода судов, равная одной морской миле в час.

Фал – снасть, служащая для подъема паруса или флага.

Фалинг – трос для привязывания шлюпки. Обычно шлюпка имеет два фалиня: носовой и кормовой.

Фальшборт – продолжение борта, образующее как бы стенку вокруг верхней палубы.

Фальшкиль – брус, прикрепленный к килю снизу.

Фок – нижний парус на фок-мачте.

Фок-мачта – передняя мачта.

Фор-ванты – ванты фок-мачты.

Фордевинд – курс, при котором направление движения судна составляет угол от 170ь правого борта до 170ь левого с направлением ветра. Ветер дует прямо или почти прямо в корму. «Поворот фордевинд» – поворот кормой против ветра.

Форштевень – передняя носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля.

Хват-тали – небольшие тали из двух блоков, служащие для различных работ на палубе.

Швартовы – концы (тросы), с помощью которых судно привязывается к причалу или к борту другого судна.

Шкаторина – кромка паруса, обшитая мягким тросом.

Шкот – снасть, служащая для управления парусом. К слову «шкот» добавляют название паруса или гика, который им управляется: кливер-шкот, фока-гика-шкот и т.п.

Шлюп – тип небольшого одномачтового парусного судна.

Шпангоуты – поперечные ребра корабельного скелета-набора.

Шпигаты – отверстия в борту или в палубе для стока воды.

Шпор – нижняя оконечность мачты или стеньги или задняя оконечность бушприта.

Шпринт (шпринтов) – наклонная жердь, прикрепленная к низу мачты на шлюпке и служащая для растягивания паруса.

Штаг – снасть, поддерживающая мачту или стеньгу спереди.

Шторм-трап – веревочная лестница.

Ют – кормовая часть палубы. На многих судах расположен выше средней части палубы, образуя «полуют», который, в сущности, равнозначен юту.

Якорный огонь – белый огонь, поднимаемый над носом (а на больших судах – и над кормой) при стоянке судна на якоре.

источник

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: судно 7 букв

Абордаж Абордажные партии, состоявшие из пехотинцев или из части экипажа корабля, по мостикам проникали на вражеское судно

Арматор (armator) — в морском страховании судовладелец или его доверенное лицо, эксплуатирующее морское судно без права собственности

Асламка (осламка) — парусное 1-2 мачтовое транспортное и промысловое судно, распространённое на Каспийском море и в низовьях Волги

Бакборт Назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту

Бакинка транспортное и промысловое парусное судно

Балласт Груз (вода, песок), помещаемый на судно для улучшения его мореходных качеств

Биландр (голландское billander, от bij — «рядом», lander — «суша») — небольшое парусное 2-мачтовое каботажное судно

Брандер — небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную

Бугалет (английское bugalet) — небольшое английское парусное 2-мачтовое каботажное судно

Бэрбоут — судно, зафрахтованное без экипажа

Вилланы Для английских вилланов характерны: произвольные повинности (повинности «по воле лорда»), выполнение тяжёлой барщины, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего же лорда

Водомёт 3) Судно, передвижение которого осуществляется силой воды, выбрасываемой под давлением

Газовоз — судно для транспортировки сжиженных газов (пропана, бутана и другого).

Глиссер — Небольшое быстроходное судно (катер), скользящее по поверхности воды благодаря особому устройству днища

Дощаник — Речное плоскодонное судно; большая лодка для переправы, перевоза грузов

Дрифтер — рыболовное судно, предназначенное для лова рыбы дрифтерными сетями (высотой от 3 до 15 м и длиной до 4500 м свободно плавающими после их постановки).

Калипсо Калипсо — Судно экспедиции Кусто

Каракка — большое торговое или военное парусное трёхмачтовое судно XVI-XVII веков

Карапет Карапет в мифах, сказаниях, верованиях и песнях выступает подобно Михру победителем всех дэвов; он заключает их в темницу, но один из них — Хромой дэв — просит Карапета избавить его от тюрьмы, обещая служить в монастыре, посвящённом Карапету, до судного дня — выметать из него золу

Каторга Каторга — Старинное гребное судно, род галеры, на котором в качестве гребцов первоначально использовались осужденные

Клинкер Клинкер — спортивное гребное академическое судно (из досок, собранных встык или внахлест), используемое в учебных целях

Корбита (от латинского corbis — корзина) — римское одномачтовое грузовое судно грузоподъемностью 100-200 тонн

Кормщик Старший в рыболовецкой артели, управляющий судном (стар).

Кочерма — турецкое парусное одномачтовое каботажное судно XIX века

Ледокол — судно, обеспечивающее навигацию во льдах

Ледорез 2) Судно, разрезающее лед стальным носом, как разновидность ледокола

Лесовоз — Судно, автомобиль для перевозки лесоматериалов

Либурна — военное судно Древнего Рима, распространенное со времен ранней Империи

Читайте также:  Можно ли мирамистин в нос

Луддиты Название — от имени легендарного подмастерья Неда Лудда, который якобы первым разрушил станок в безрассудной ярости

Люмпсум — 1) провозная плата, взимаемая аккордно за все судно безотносительно к фактическому количеству перевозимого груза

Мистика — направление в духовной жизни средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, привыкающее только к безрассудной вере в них, а также шире направление и духовной жизни, практикующее иррациональное, интуитивно-непосредственное постижение божественного и слияние с ним

Мотобот — Небольшое моторное судно; моторный бот

Надежда Парусное судно первой российской кругосветной экспедиции (1803-06, совместно с «Невой») Ивана Федоровича Крузенштерна

Пароход — Судно, приводимое в движение паровым двигателем

Патруль 2) Лицо, самолет, судно из такого отряда; патрульный

Прорезь Прорезь — несамоходное деревянное речное судно для перевозки живой рыбы

Расшива — Старинное волжское плоскодонное парусное судно, с острыми носом и кормой

Рудовоз — Однопалубное судно для перевозки руды

Рыбница — промысловое рыболовное судно

Тартана — небольшое средиземноморское судно XVI-XIX веков с косым парусным вооружением

Тетрера — Военное судно античных времен

«Титаник» («Titanic»), крупнейшее пассажирское судно начала 20 века (Великобритания).

Трамбак Трамбак — небольшое парусное каботажное судно

Траулер (английское trawler), судно для лова тралом рыбы и нерыбных объектов и их первичной обработки (разделки, мойки, заморозки и так далее).

Требака трамбак, трембакул, трабакколо, требакула (от итальянского trabaccolo) — парусное двухмачтовое грузовое, торговое или рыболовецкое судно

Трекатр — небольшое парусное транспортное судно грузоподъемностью до 100 т.

Трешкот — Небольшое деревянное плоскодонное речное судно без палубы

Трирема (латинское triremis — имеющий три ряда весел), боевое гребное судно в Древнем Риме с тремя рядами весел, расположенных один над другим в шахматном порядке

Тюленка — Небольшое парусное одномачтовое судно, применявшееся для тюленьего промысла

Угарный 5) Проявляющийся бурно, безрассудно

Фрейтаг — В новелле 3игфрида Ленца «Пожарное судно» (I960) капитан судна, захваченного тремя уголовниками

Швартов (от нидерландского zwaartouw), трос (стальной, синтетический или из растительного волокна), с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну

Шхербот — небольшое мелкосидящее парусно-гребное судно для плавания и военных действий в шхерах

Шхетбот — небольшое мелкосидящее парусно-гребное судно для плавания и военных действий в шхерах

источник

Абгалдырь — 1) металлический прут, один конец которого имеет форму крюка, а другой — в виде кольцеобразной рукоятки. Предназначен для растаскивания и правильной укладки якорной цепи в цепной ящик; 2) гак с коротким отрезком троса (цепи) для растаскивания якорных и такелажных цепей (тросов); 3) снасть для растягивания по рею верхней шкаторины ундер-лиселя.

Абрис-(Abriss, dessin autrait) — рисунок в общих чертах. Это только приготовление к наложению теней или писанию картины.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Стихи: Городницкий А.М. Музыка: Городницкий А.М. Название: Перекаты.
Всё перекаты да перекаты —
Послать бы их по адресу!
На это место уж нету карты, —
Плыву вперёд по абрису.
По абрису (мор.) — по наитию, на глазок, по памяти, куда кто-то, когда-то, может быть ходил или что-то слышал про это место.
Хотя «плыву» — спорный термин.

1)Авра́л (англ. over all — «все наверх»,»по всем») — спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой.
2)Авра́л (нидерл. overal «все наверх») — спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне (корабле) всей командой (экипажем) или большей частью команды (экипажа).
В парусном флоте к авральным работам относились постановка и уборка парусов, постановка корабля на якорь и снятие с якоря, спуск и подъём шлюпок и др.
На современных кораблях и судах аврал объявляется при постановке (съёмке) корабля на якорь (швартовы), производстве погрузо-разгрузочных работ, приёмке и сдаче боеприпасов, работах по уборке корабля (судна), постановке корабля (судна) в док и выходе из него и др.
Для проведения авральных работ на современных кораблях и судах составляется авральное расписание — распределение личного состава на систематически повторяющиеся работы, выполняемые всем экипажем (командой) или большей его частью.
Со временем термин аврал стал использоваться повсеместно, и теперь означает просто выполняемую всем коллективом спешную работу.

Азимутальное подруливающее устройство — в судостроении гребной винт, расположенный в поворачивающейся на 360° колонке. Такое устройство заменяет руль и позволяет швартоваться в стеснённых условиях, не привлекая буксир.

Акро́столь — декоративная кормовая оконечность.
Акросто́ль — декоративная кормовая оконечность корабля. В античный период часто изготовлялась в виде скорпионьего, рыбьего или драконьего хвоста, либо птичьей головы или завитка раковины. Особой декоративности акростоли достигли в период Имперского Рима. Помимо декоративного значения акростоли использовались в утилитарных целях: у некоторых кораблей к ним крепилась наклонная мачта, несшая дополнительный парус.

Аксиометр (греч. axis ось, и metro мера) — корабельный измерительный прибор, часть рулевого устройства, с кругом делений и трелкой-указателем, видными снаружи. Аксиометр указывает в градусах отклонение пера руля от диаметральной плоскости корабля (судна) в каждый момент времени. Аксиометр устанавливается, как правило, перед штурвалом и связывается электрической схемой баллером руля.

Аминги — метки или деления, которые в форме шкалы помещаются на фор— и ахтерштевнях, но преимущественно на последних, и показывают (в футах), как глубоко корабль сидит в воде.

Анкеро́к (нидерл. anker) — деревянный бочонок, ёмкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.

Арте́ль — объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации питания из общего котла, за счёт положенных им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля.
Арте́ль —группа лиц, объединившихся для совместной работы на основе общей ответственности, самоуправления, долевого участия в доходах.

А́хтерпик (гол. achterpiek) — крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем и используемый обычно как балластная цистерна.

Ахтерштевень (голл. achtersteven, achter — задний, steven — штевень, стояк) — задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль.

Бак (нидерл. bak) — надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком называют также и всю переднюю часть палубы (спереди от фок-мачты или носовой надстройки). Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половину высоты) называется полубак.

Бакборт — левый борт. Ныне устаревший термин. Назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном (румпелем) на курсе стоял спиной к левому борту (нидерл. bak) — «зад, спина». Сравн. «штирборт».

Ба́ллер — ось вращения руля, скреплённая с пером руля.

Баля́сина — точёный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.

Бимс (англ. beams, мн. число от beam — бревно, балка, перекладина) — поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута и придающая судну поперечную прочность.

Би́тенг (изначально бе́тинг, от нидерл. beting) — прочная полая тумба, возвышающаяся над палубой судна или корабля. Является частью буксирного и швартовного устройства судна.

Борт — бок, боковая часть судна, состоит из наружной обшивки и подкрепляющего набора. Правый борт принято называть штирбортом (нидерл. stuurboord), левый борт — бакбортом (нидерл. bakboord), а часть борта выше верхней палубы фальшбортом.

Брашпиль (нидерл. Braadspil) — палубный механизм лебёдочного типа. Используется для подъёма якорей, создания натяжения тросов при швартовке. Имеет горизонтальный вал в отличие от шпиля. Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов. Бывают электромеханические, паровые, гидравлические, ручные.

Бульб, или носовой бульб (от фр. bulbe — луковица) — выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива. Носовой бульб на больших судах даёт выигрыш, как правило, от 12 до 15 процентов топливной эффективности по сравнению с аналогичными судами без них.
Носовые бульбы оказались наиболее эффективными при соблюдении следующих условий:
При использовании на корпусах с длиной по ватерлинии более 15 м;
для длинных и узких корпусов;
при скоростях, близких к максимальной скорости судна.

Валопровод — комплекс устройств, механизмов и соединений, служащих для передачи крутящего момента от двигателя к движителю и передачи упорного давления от последнего корпусу судна.

Галью́н — 1) Площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажа. 2) На современных судах так называют помещение, где команда может отправить естественные надобности, а так же оборудование для удаления за борт продуктов жизнедеятельности.

Гондола, гондолы, жен. (итал. gondola).
1. Венецианская лодка особой формы, с каютой, передвигаемая посредством кормового весла.
2. Корзина для пассажиров воздушного шара (авиац.). Подвесное помещение для экипажа, пассажиров или механизма дирижабля (авиац.).

Дейдвуд. Происхождение: от англ. deadwood — мертвое дерево
1. Подводная часть кормового и носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем и форштевнем. На одновинтовых судах внутри кормового дейдвуда размещается дейдвудное устройство. 2. Брусья, которыми на деревянном судне плотно заполняют пространство между штевнем и килем, чтобы в труднодоступном для осмотра месте не скапливалась вода.
Дейдвуд толстый брус, который одним концом прикрепляется к корме корабля, другим к носу, для скрепки штевней с килем, и составляющий продолжение резенкиля.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
дейдвуд (англ. deadwood) мор.
1) дейдвудная труба — металлическая труба, через которую гребной вал выходит наружу;
2) кормовая оконечность судна в подводной части, через которую проходит дейдвудная труба.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
Дейдвуд [англ. deadwood] – мор. 1) металлическая труба, в которую заключён конец гребного вала; 2) кормовая оконечность судна в подводной части между килем и рулём; 3) крепительные брусья между килем и носовой и кормовой оконечностями судна на деревянных судах
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
Дейдвуд (дэ), а, м. (англ. deadwood букв. мертвое дерево).
мор. Металлическая труба, через которую гребной вал выходит наружу, а также кормовая оконечность судна в подводной части, где помещается эта труба.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

Дек (англ. deck) — палуба парусных военных судов.
Деком называлась и верхняя открытая палуба, которую делят на бак, шкафут, шканцы и ют. Шканцы принято называть также квартердеком. Следующая палуба вниз от баковых и кормовых надстроек называлась опердеком, ещё ниже располагался мидельдек, затем гондек, ещё ниже — орлопдек, или кубрик, а в самом низу корпуса судна располагался корабельный трюм.

Дельные вещи (от нидерл. deel — часть) — морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб.
К дельным вещам относятся скобы, утки, рымы, талрепы, храпцы, клюзы, кнехты, кипы, битенги, люверсы, горловины, крышки сходных люков, трапы, двери, иллюминаторы, леерные и тентовые стойки и другие.
Основные размеры дельных вещей и требования к их креплению (монтажу) на судне регламентируются классификационными обществами. Большинство дельных вещей являются стандартными.

Дебарка́дер (фр. débarcadère, от débarquer — выгружать, высаживать на берег) — элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки (выгрузки или погрузки) пассажиров и грузов, а также размещения специального оборудования и помещений, предназначенных для организации погрузочно-разгрузочных работ.

Джига — пиратский танец на рее —

Ка́бельтов (нидерл. kabeltouw) — мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно.

Кабеста́н (лебёдка) (от франц. cabestan) — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю. Кабестан представляет собой вертикальный ворот и является разновидностью лебёдки с барабаном, насаженным на вертикальный вал.
Кабестан в основном используется в судоходстве для подтягивания речных судов у причалов, выбирания судовых якорей и подобных целей. Одними из самых внушительных примеров использования системы кабестанов в строительстве является установка колонн Исаакиевского собора в 1828 году и подъём Александровской колонны на пьедестал в 1832 году.

Ка́мбуз (нидерл. kombuis) — кухня на судне.

Карлингс — продольная подпалубная балка, поддерживающая бимсы и увеличивающая продольную прочность корпуса судна.
(Карлингс — продольная палубная балка, поддерживающая поперечный набор палубы, а также являющаяся опорой для полубимсов.)

Киль — нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса судна.
На современных яхтах килeм принято называть фальшкиль.
(Киль (англ. keel) — основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.)

Кильсон — продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.

Читайте также:  Можно ли мирамистином брызгать в нос

Кингстон (от англ. kingston valve — заборный клапан) — отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.
Кингсто́н — задвижка или клапан, перекрывающий доступ в корабельную (судовую) систему, сообщающуюся с забортной водой. Расположен в подводной части корабля (судна). Используются для приема забортной воды или откачки жидкости за борт. Возможны любые конструкции клапана.

Клюз — отверстие в борту для якорной цепи.

Кне́хты (устар. кне́ки; от нидерл. Knecht-слуга) — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — плитой (на деревянных судах были деревянные). Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепленил тросов при швартовке.

Кница — деталь, соединяющая бимсы со шпангоутами.

Козырёк фальшборта — фальшборт с уклоном наружу, устанавливаемый часто в носовой части судна на палубе бака (полубака) с целью улучшения мореходных качеств судна.

Кок (нидерл. kok) — судовой повар.

Колдершто́к — специальное приспособление, делающее значительно легче поворот штурвала на корабле.
Колдершток представляет собой рычаг, расположенный вертикально и соединённый с концом румпеля. Когда колдершток наклоняется, это приводит к повороту руля.

Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
(Комингс (англ. множественное число coamings), 1) окаймление по периметру выреза в палубе судна (грузового или сходного люка, отверстия для вентиляции и др.). На стальных судах К. больших люков делают в виде подкрепленных ребрами листов или коробчатого сечения. Высота и прочность К. на верхней палубе морских судов регламентируются правилами классификационного общества. 2) Дверной порог на судне.)

Ко́мпас (в профессиональной речи моряков: компа́с) — устройство, облегчающее ориентирование на местности. Существуют три принципиально различных вида компаса: магнитный компас, гирокомпас и электронный компас.

Корма́ — задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров.
Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль, судовые колёса, винт, и т.д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану, и в этой части корабля находились капитан и его помощники. Кормовая часть корабля обычно была защищена от ветра при движении корабля, в ней располагались элементы убранства корабля (галереи, каюты, и хранились награды, которые были вручены этому кораблю).

Кормчий, кормщик иначе «рулевой» или «правитель». Устаревшее производное от слова корма. Обозначает человека, стоящего «у руля».
На морских судах, в корме, находится руль для управления судном. Управление рулем как минимум с XVI века — работа рулевого. Значение слова «кормчий» включает не только управление рулем (выдерживание курса), но и управление кораблем (судном) вообще. Кормчий был специалистом в навигации, выборе пути, лоцманской проводке, ветрах и течениях, глубинах, местных условиях, одним словом — морской практике. Аналогом кормчего в Испании XV века был «маэстре» (исп. Maestre). При этом капитан отвечал за корабль в целом и руководил боем (он мог и не разбираться в судовождении), а маэстре за морскую практику.
В Англии века паруса название превратилось в «мастер» (англ. Master, полностью: Sailing Master). Должность сохранялась в Королевском флоте отдельно от капитана, а в торговом флоте мастером стал называться капитан. В России в петровском флоте недолго имелось звание мастер.

Корпус корабля — основная часть корабля в виде водонепроницаемого и полого внутри тела обтекаемой коробчатой (для надводных кораблей) или цилиндрической (для подводных лодок) формы.
Корпус корабля обеспечивает плавучесть, непотопляемость, прочность, размещение вооружения и личного состава и механизмов, обусловленных назначением корабля. Корпус снабжается рулевым, якорным, швартовным, буксирным и грузоподъёмным устройствами. Внутри корабельного корпуса размещаются главные и вспомогательные механизмы, погреба боезапасов, жилые и служебные помещения, хранилища для запасов топлива, масел, воды, цепные ящики, помещения для перевозимой техники и грузов, а также большинство корабельных устройств. Верхняя палуба корпуса служит фундаментом для надстроек, сооружений и служебных механизмов; на неё выводятся мачты и трубы.
Корпус корабля характеризуется главными размерениями (длиной, шириной, осадкой) и изготавливается из стали и (или) лёгких сплавов, пластмасс, композиционных материалов и дерева.

Кранец — приспособление временное или постоянное, служащее для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. В качестве кранца используют деревянные брусья, парусиновые или плетённые из троса мешки, набитые крошенной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами (редко песком), цилиндрические резиновые баллоны (иногда надувные — пневмокранцы) В настоящее время моряки часто вместо кранцев используют старые автомобильные покрышки.

Ку́брик — 1) Жилое помещение для команды. 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.

Лаг — прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Лацпорт (нем. lastpforte, грузовой люк) — морской термин, обозначающий вырез во внешней обшивке судна для проведения грузовых операций, приёма и выпуска шлангов, кабелей, буксировочных тросов. Лацпортом также называют водонепроницаемое закрытие такого выреза в виде герметически задраиваемых дверей различной конструкции.

Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укреплённые на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Лот (нидерл. lood) — свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.
Лотлинь — специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.

Лоция — описание водоема и руководство для плавания.

Лоцман (нидерл. loodsman) — лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающее характер побережья. Проводит суда в порты через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т.д.

Льяло — водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В льяла стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т. п. Из льял вода откачивается насосами и по трубам осушительной системы удаляется за борт; обычно льяла закрывают крышками.

Маркировка судовых дизелей — условное обозначение судовых дизелей, состоящее из цифр и букв. Согласно стандарту дизелям присваивают условное обозначение (марку), состоящее из цифр и букв.

Машинное отделение — помещение или помещения на судне, предназначенные для размещения машин и механизмов, обеспечивающие его движение.
Пункт 8 Правила 2 Главы II-1 СОЛАС (Международной конвенции по охране человеческой жизни на море) дает следующее определение термина машинное помещение:
Машинное помещение — пространство, заключенное между теоретической основной плоскостью, плоскостью предельной линии погружения, а также крайними главными поперечными водонепроницаемыми переборками, ограничивающими помещения, в которых находятся главные механизмы, а также обслуживающие их вспомогательные механизмы, котлы и постоянные угольные бункеры. При необычном расположении пределы машинных помещений определяет Администрация.

Мидель-шпангоут (в судостроении) — сечение корпуса корабля или иного плавсредства вертикальной поперечной плоскостью, расположенное на половине длины между перпендикулярами теоретического чертежа судна. Входит в число основных точек, линий и плоскостей теоретического чертежа. Может не совпадать с самым широким сечением корпуса. В этой плоскости обычно установлен реальный шпангоут.
Площадь мидель-шпангоута используется для вычисления коэффициента полноты корпуса и характеристики лобового сопротивления судна. На теоретическом чертеже мидель-шпангоут, в отличие от остальных, номерных шпангоутов, обозначается особым знаком.
Иногда термин мидель-шпангоут используется как сокращение для плоскость мидель-шпангоута — упомянутая выше секущая плоскость, — но строго говоря такое употребление неверно.

Миля морская — морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м Старая русская миля равнялась 7.468м.

Мо́стик — ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.
Мостики различают по назначению — ходовой, дальномерный, сигнальный, прожекторный, навигационный и другие.
По месту расположения мостики делятся на носовые и кормовые, по степени защищённости от воздействия неблагоприятных условий внешней среды — на открытые, закрытые и полузакрытые.
Всю палубу ходовой рубки называют ходовым мостиком, а её открытые площадки по бортам от рубки — крыльями ходового мостика. На судах предназначенных для плавания в высоких широтах крылья ходового мостика и рулевую рубку объединяют в одно закрытое помещение для защиты от низких температур. Ходовой мостик также носит название капитанского (pilot bridge).
Навигационным мостиком называется крыша рулевой рубки и смежных с ней помещений. На ходовом и навигационном мостиках находятся основные посты управления судном.

Надстро́йка судова́я — закрытое сооружение на верхней палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна.
Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
Бак и ют, обычно, одноярусные, их обводы являются продолжением обводов корпуса. Они в первую очередь предназначены для защиты палубы от заливания волнами, что повышает мореходность судна.
Средняя надстройка может служить для защиты от волн сходов и световых люков.
Надстройки увеличивают запас плавучести и улучшают мореходные качества судна. Они имеют водонепроницаемые двери, иллюминаторы и люки.

Нос — передняя часть судна, противоположная корме. Устроен таким образом, чтобы сократить до минимума сопротивление воды. Передняя оконечность носа судна называется форштевнем.
В старину на носу корабля закреплялись фигурные ростры.
Корпус судна в районе носа имеет более усиленный набор, что даёт судну возможность штормовать носом к возне и ветру и производить первое касание к причалу носовой частью судна (скулой судна) во время швартовых операций. Также, по этой причине, в случае, когда судно не может избежать столкновения с другим судном или с прочими препятствиями (скалы, рифы, прочие плавающие предметы, причал и т. п.) желательно первый удар принять носом (или на нос).

Обух — болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.

Остойчивость
Остойчивость судна, способность судна противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия; одно из важнейших мореходных качеств судна. О. при крене называется поперечной, при дифференте — продольной. Из-за удлинённости формы судового корпуса его продольная О. значительно выше поперечной, поэтому для безопасности плавания наиболее важно обеспечить надлежащую поперечную О.
Различают статическую и динамическую О. Мерой статической О. служит т. н. восстанавливающий момент (см. Пара сил), возникающий при наклонении судна на некоторый угол крена или дифферента, мерой динамической О. — работа этого момента. При малых наклонениях восстанавливающий момент приближённо пропорционален углу крена, водоизмещению и метацентрической высоте (см. Метацентр).
Проверка поперечной О. в эксплуатационных условиях сводится к определению метацентрической высоты и сравнению её с допустимой для данного судна. Поперечная О. регламентируется правилами классификационных обществ.
Л. Н. Стреляев.
Большая советская энциклопедия.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Осто́йчивость — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия. Также — раздел теории корабля, изучающий остойчивость.
Равновесием считается положение с допустимыми величинами углов крена и дифферента (в частном случае, близкими к нулю). Отклоненное от него плавсредство стремится вернуться к равновесию. То есть остойчивость проявляется только тогда, когда имеется выведение из равновесия.
Остойчивость — одно из важнейших мореходных качеств плавучего средства. Применительно к судам используется уточняющая характеристика остойчивость судна. Запасом остойчивости называется степень защищённости плавучего средства от опрокидывания. Внешнее воздействие может быть обусловлено ударом волны, порывом ветра, сменой курса и т. п.
Остойчивостью называется способность судна, выведенного из положения нормального равновесия какими-либо внешними силами, возвращаться в свое первоначальное положение после прекращения действия этих сил. К внешним силам, способным вывести судно из положения нормального равновесия, относятся ветер, волны, перемещение грузов и людей, а также центробежные силы и моменты, возникающие при поворотах судна. Судоводитель обязан знать особенности своего судна и правильно оценивать факторы, влияющие на его остойчивость. Различают поперечную и продольную остойчивость.
Остойчивостью называется способность судна, отклоненного от положения равновесия, возвращаться к нему после прекращения действия сил, вызвавших отклонение.
Наклонения судна могут происходить от действия набегающих волн, из-за несимметричного затопления отсеков при пробоине, от перемещения грузов, давления ветра, из-за приема или расходования грузов.
Наклонения судна в поперечной плоскости называют креном, а в продольной — дифферентом. Углы, образующиеся при этом, обозначают соответственно θ и ψ.
Остойчивость, которую судно имеет при продольных наклонениях, называют продольной. Она, как правило, довольно велика, и опасности опрокидывания судна через нос или корму никогда не возникает.
Остойчивость судна при поперечных наклонениях называется поперечной. Она является наиболее важной характеристикой судна, определяющей его мореходные качества.
Различают начальную поперечную остойчивость при малых углах крена (до 10—15°) и остойчивость при больших наклонениях, так как восстанавливающий момент при малых и больших углах крена определяется различными способами.

Читайте также:  Можно ли мирамистин пшикать в нос

Отсек — пространство внутри корпуса судна или корабля, ограниченное смежными переборками («стенками»). В широком смысле — часть устройства, имеющая полость внутри.

Палуба, (также дек) горизонтальное перекрытие из настила и набора (бимсов, карлингсов и др.) в корпусе (надстройках) корабля (судна), опирающееся на борта, переборки и пиллерсы (при их наличии); разделяет внутреннее пространство корпуса корабля на помещения по вертикали. В зависимости от размеров и назначения корабли могут иметь следующие типы палуб: палуба рубки; палуба надстройки; верхняя палуба; вторая (третья, четвёртая и т. д.) палуба; палуба переборок; палуба бака; палуба юта.
Например:
Верхняя палуба непрерывная по всей длине корабля (судна). Служит водонепроницаемым перекрытием, является одним из главных элементов прочных связей корпуса, обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость судна. На верхней палубе размещаются надстройки, палубные механизмы, вооружение и т. д.
На пассажирских судах также существует прогулочная палуба.
В зависимости от числа палуб суда разделяются на одно-, двух- и многопалубные.

Переборка — любая вертикальная перегородка внутри корпуса, кроме двойного борта.
Переборка — вертикальная стенка внутри корпуса судна, кроме двойного борта, разделяющая внутреннее пространство на отсеки. Также к переборкам относятся наружные стенки надстроек и рубок.
Переборки разделяются, например, на:
в зависимости от ориентации относительно корпуса судна:
поперечные;
продольные;
в зависимости от места установки:
в зависимости от исполнения:
в зависимости от формы:
в зависимости от способности воспринимать нагрузку:
в зависимости от назначения:

Перо руля — действующая часть руля.

Пиллерс — (англ. pillars, множественное число от pillar — колонна, столб) — вертикальная металлическая стойка, служащая опорой для палубного перекрытия судна. Пиллерсы бывают постоянные или съёмные.

Пиратство. Ст 227 УК РФ.
1. Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. То же деяние, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Плавучесть — способность судна плавать при заданной осадке, имея на борту заданное количество людей и груза. Нормы грузоподъемности зависят от различных условий, и их следует выбирать сообразно с обстановкой. Например, на шестивесельный ял при ходе под мотором на открытом рейде и в море допускается принимать на борт при ветре 3 балла и состоянии моря 2 балла 7 человек, а в районе закрытых рейдов и гаваней при ветре до 3 баллов на этот же ял можно принять до 13 человек. Эти требования выработаны для того, чтобы в тяжелых условиях плавания увеличить высоту надводного борта, создать дополнительный запас плавучести, который определяется главным образом высотой волны в конкретных условиях плавания.

Планширь (англ. gunwale) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта.
На старинных парусных судах использовался деревянный брус при изготовлении планширя или обрамления металлического планширя.
На современных торговых судах и военных кораблях фальшборт обрамлён сверху стальным планширем. На пассажирских судах и в некоторых местах на торговых судах (на крыльях мостика, например) стальной планширь может быть обрамлён деревянным брусом. Планширь служит наподобие верхней планки перил на балконе. Стальной планширь также выполняет роль ребра жесткости для фальшборта.

Подруливающее устройство — судовое устройство, предназначенное для активного управления судном; рабочий орган (винт) в сквозном канале, проходящем от одного борта судна к другому борту, перпендикулярно его диаметральной плоскости.
Устанавливается в носовой части судна или в носовой и кормовой частях одновременно;
Позволяет улучшить управляемость судном на малых скоростях или при остановленном главном двигателе, при сравнительно больших скоростях хода (ориентировочно, более 5 узлов) подруливающее устройство теряет эффективность;
В соответствии с Правилами Российского Речного Регистра, на все поднадзорные суда, имеющие длину по ватерлинии более 40 метров (для пассажирских судов — более 20 м), установка подруливающего устройства обязательна.

Полубак — носовая надстройка на баке корабля.
Полуют — возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.

Привальный брус — часть продольного набора, верхний стрингер: брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов.

Прикол — вертикальный или наклонный стержень на берегу для привязывания судна.

Реда́н (фр. redan — уступ) — «ступенька» на днище глиссирующих катеров. Бывают поперечные и продольные реданы. Служат для сокращения смоченной поверхности (за счёт отрыва потока от днища катера) и, соответственно, уменьшения сопротивления.

Релинг — жёсткое, деревянное или металлическое ограждение на борту кораблей.
Релинг должен предотвратить падение экипажа или пассажиров за борт.

Ростр (лат. rostrum — «клюв, выдающаяся часть, нос корабля») — таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времён Древнего Рима, применялся для нанесения ударов кораблю противника. Как правило, сооружался в виде головы какого-либо животного.

Ростры (нидерл. rooster — решётка) — решётчатый настил на полубимсах, между рубкой и специальными стойками по борту судна. На рострах обычно размещают спасательные и рабочие шлюпки, самолёты. На парусных судах на рострах хранят запасные части рангоута, грузовые стрелы, люковые решётки и прочее.
Также на парусных судах рострами называется совокупность запасных рангоутных деревьев (стеньг, реев и пр.), сложенных вместе, обычно на шкафуте, обвязанных и покрытых матами. В середине ростр, как правило, оставляются места для баркаса и других шлюпок, поднимаемых на палубу из воды.
Ростры — совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами впоследствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.

Ру́бка (от нидерл. roef — каюта) — закрытое сооружение специального назначения на палубе надводного судна или на палубе надстройки. Предназначена для размещения командных пунктов и боевых постов, систем и приборов управления кораблём, оружием и техническими средствами корабля. В зависимости от назначения различают следующие рубки: боевую, ходовую, рулевую, штурманскую, гидроакустическую, радиорубку и др.
Рубки оборудованы аппаратурой, приборами и техническими средствами в соответствии с их функциональным назначением, а также средствами связи с главным командным пунктом корабля или центральным командным пунктом.
Рубка — закрытое сооружение на палубе надводного борта или на палубе надстройки.

Рулева́я ру́бка — помещение на корабле, являющееся главным постом управления корабля.
Из рубки происходит наблюдение за обстановкой, управление движением и маневрирование судном и системами.
На несамоходных судах в рулевой рубке располагают пост рулевого и штурвал для управления кораблём. На современных судах рубка обычно объединяется со штурманской рубкой в единую комнату (в таких случаях это называется ходовой рубкой) с отдельной зоной для работы судоводителя, имеющей карты и навигационные пособия, как днём, так и ночью.

Руль — вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.

Румб — направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счёт идёт не на румбы, а на градусы.

Ру́мпель — (от нидерл. roerpen, от roer — весло, руль и pen — шпенёк) — специальный рычаг, закрепленный в головной части баллера руля, перпендикулярно его оси. Составная часть рулевого устройства.
Продольный румпель применяется в основном на маломерных судах. Для крупных характерен секторный румпель с зубчатой передачей.

(Румпель (от нидерл. roerpen, roer — весло, руль) — часть рулевого устройства корабля. Передаёт крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную).

Ру́мпельное отделе́ние — служебное помещение на судне, предназначенное для установки рулевой машины.

Рундук — ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Рында — судовой колокол. Так же — звон судового колокола в полдень.

Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

Сальниковое устройство или сальниковое уплотнение — один из видов уплотнительных устройств подвижных соединений различных устройств и механизмов. В виду простоты своей конструкции это одно из самых распространённых и давно известных уплотнительных устройств. Названия сальниковая набивка, сальник, сальниковый узел и другие сохранились с тех времён, когда для уплотнения в этих устройствах использовалась пропитанная жиром пенька, в современной промышленности применяются другие материалы.

Склянками во времена парусного флота называли песочные часы с получасовым ходом. По ним на судах отсчитывали время. Каждые 30 минут часы переворачивались вахтенным матросом, что сопровождалось сигналом колокола (рынды).
Склянкой на флоте называли также получасовой промежуток времени. Количество склянок показывает время, счёт их начинается с полудня. Восемь склянок обозначают четыре часа. Через каждые четыре часа на судне сменяется вахта, и счёт склянок начинается снова.

Слип — наклонная площадка, предназначенная для спуска судов на воду и подъема их из воды.

Спарде́к — верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.

Стапель — сооружение для постройки судна и спуска его на воду.
Стапель (голл. stapel), открытая площадка для постройки судов; представляет собой бетонный фундамент, на котором располагаются опоры судна (кильблоки). Продольный С. ориентирован перпендикулярно к береговому урезу с уклоном к нему, благодаря чему после постройки судно спускают на воду под действием силы тяжести. Поперечный С. параллелен урезу воды и горизонтален; судно спускают на воду с такого С. по наклонной спусковой площадке. На С. устанавливают грузоподъёмное и др. оборудование, необходимое для постройки судов.

Старн-тимберсы — брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев.

Стрингер — элемент конструкции корпуса судна. Стрингеры (традиционно произносится стрингера́) бывают днищевыми или бортовыми. Наибольшее число стрингеров задействовано в конструкциях кораблей, построенных по продольной или смешанной системам набора корпуса.
Бортовые стрингеры — продольные балки, идущие вдоль борта по всей длине корабля, от носа до кормы. Бортовые стрингеры соединяют бортовые ветви шпангоутов, воспринимают от них нагрузку и передают её на поперечные переборки.
Днищевые стрингеры — продольные балки, идущие параллельно килю и обеспечивающие продольную прочность корпуса.
(Стрингер — продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными).

Судовая энергетическая установка — комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов и прочих систем — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов.
В зависимости от принципов работы и типов главных двигателей и источников энергии судовые энергетические установки подразделяются на паросиловые, дизельные, паро-, дизель-, и газотурбинные, атомные и комбинированные.
На судне энергетическую установку размещают в специальных помещениях:
Машинные отделения
Котельные отделения
Отделения вспомогательных механизмов — в том числе: дизель-генераторное, холодильное, аккумуляторное и др.

Судовой руль (от нидерл. roer) — вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.
Принцип действия — отклонение набегающего потока воды и передача противоположного толкающего момента корме судна.

Твиндек (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса судна между двумя палубами или между палубой и платформой. при наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.
Иногда твиндеком называют грузовое или производственное помещение на судне, расположенное между двумя палубами и предназначенное для определённых целей, — например, рефрижераторный твиндек.

Тимберовка — капитальный ремонт парусного судна.

Тимберс — правая или левая ветвь шпангоута.
ТИ́МБЕРС, тимберса, муж. (англ. мн. timbers, букв. балки, брусья). 1. Всякий обделанный брус, идущий на судовой набор (мор.). 2. Сосновый брус определенных размеров (торг.).

Топ — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Топтимберс — Верхняя часть шпангоута.

Траверз — направление, перпендикулярное к курсу судна.

Транец — нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.

Травить — выпускать, ослаблять трос или снасть.

источник