Меню Рубрики

Объясни почему следует дышать через нос 4 класс

Воздух, вдыхаемый через нос, проходит, по носовым ходам и протокам, увлажняется, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75 % от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии. Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами. Поэтому очень важно своевременно научить ребенка пользоваться носовым платком, сморкаться поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка вовремя сна. При затрудненном дыхании через нос он спит с открытым ртом, иногда похрапывает . Это тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки избавиться от которой очень сложно.

При ротовом дыхании у ребенка сужаются носовые проходы, что приводит к недоразвитию гайморовых пазух и замедлению роста костных структур верхней челюсти. А это нарушает звукопроизношение. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта способствуют нарушению артикуляции и гнусавости. У детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затрудненно смыкание губ. Это задерживает развитие нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведет к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава лицевым мышечным болям, а также нарушению осанки. Давно замечено, что люди, которые не дышат носом, отстают в умственном развитии, у них хуже память, снижены все жизненные процессы, некрасивый цвет лица, дряблая кожа. Это происходит потому, что дышать носом естественное состояние дыхательной системы организма (человек не дышит носом только в случае болезни). Функции носа разнообразны: обоняние, очищение вдыхаемого воздуха от пыли и согревание его зимой, борьба с вредной микрофлорой. Воздух, вдыхаемый носом, встречает целый ряд преград, поэтому при дыхании носом в грудной полости создается значительное разряжение воздуха. Это облегчает работу сердца, венозной крови от головы и уменьшает тем самым предпосылки к возникновению головных болей, улучшает отток венозной крови от головы и уменьшает тем самым предпосылки к возникновению головных болей. Поэтому важно следить за использованием ребенком носового дыхания в повседневной жизни, при незначительных физических нагрузках. Очень часто при низких температурах видим, как вы, уважаемые родители, закрываете шарфом рот и нос ребенка. Как, на ваш взгляд, правильно ли вы поступаете? Должны с вами не согласиться. Дело в том, что закрыв ребенку рот и нос шарфом, вы, по вашему мнению, утепляете органы дыхания, чтоб он не «хватанул» морозного воздуха. Но не забывайте, что по закону физики при соприкосновении теплого и холодного воздуха образуется влага, которая скапливается в вашем случае на шарфике ребенка. И он дышит не теплым, как вам кажется воздухом, а еще более холодным в сравнении с окружающим, потому что влага усиливает эффект охлаждения. При закрытом шарфом носе затрудняется поступление воздуха в организм, поэтому ребенок открывает рот. Воздух не согревается и приводит к охлаждению дыхательных путей , что вызывает простудные заболевания. ДЫШИТЕ НОСОМ!

Консультация для родителей.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста.

Почему взрослые всегда просят нас дышать носом.

Консультация для родителей.

С детства мы учим детей своих тому, как нужно правильно есть, пить, ходить, говорить. А вот как дышать? Мы взрослые не учим. А зря, ведь не испол.

В памятке предложены дыхательные упражнения, которые надо выполнять в медленном темпе 2-3 раза в день. Упражнения применяются с целюю профилактики у детей заболеваний верхних дыхательных путей, бронхи.

Консультация для родителей «Почему нужно дышать носом?&raquo.

источник

  • Дыхание – это один из важнейших процессов в нашей жизни. Мы появляемся в этом мире в первым вдохом и уходим из него с последним выдохом.

    Именно дыхание является основой для многих остальных физиологических и психических процессов и дыхание – один из важнейших источников Праны – жизненной энергии. Но насколько часто мы обращаем на него внимание? Что мы знаем о дыхании, его функциях, воспитываем ли в себе и своих детях правильное дыхание, которое станет основой крепкого здоровья, счастья и долголетия?

    Правильное дыхание в занятиях йогой и в повседневной жизни имеет несколько нюансов, которые я планирую раскрыть в нескольких статьях, а сегодня я затрону один из них.

    Прямо сейчас обратите свое внимание на дыхание – вы дышите через нос или через рот?

    Дышать, за исключением редких случаев, надо носом – на вдохе и выдохе.

    Как говорит йога, рот – для еды, а нос – для дыхания. Опыт показывает, что йога очень практична и не содержит пустых советов.

    Давайте же разберемся, ПОЧЕМУ НУЖНО ДЫШАТЬ НОСОМ: для этого есть физиологические и энергетические причины.

    1. Удлиненные и извилистые носовые проходы согревают и увлажняют воздух, подготавливают его для усвоения легкими. Очень важно это жарким летом и холодной зимой, когда дыхание через рот может привести к перегреву либо переохлаждению бронхов и легких и вызвать соответственно бронхит либо воспаление легких. Также актуально это и для теплого отапливаемого помещения в зимний сезон. Я думаю, что все замечали, каким пересушенным становится воздух, когда мы начинаем включать отопительные приборы либо центральное отопление. И одна из задач носа – компенсировать эти неподходящие качества воздуха.

    2. Очень важная функция носа – иммунная. Слизистая носа – часть иммунной системы, и она борется с микроорганизмами «на входе», не допуская их далее в дыхательные пути. Микробы оседают на слизистой носа, а там подавляются иммунной системой, а затем выводятся из тела (при помощи усиленной секреции – насморка). Если же мы дышим через рот, то эти же микроорганимы оседают на гортани, трахее и бронхах, что вызывает инфекцию нижних дыхательных путей.

    3. В дополнение к предыдущему – слизистая носа, а также волоски фильтруют воздух, очищая его от частичек пыли, которые также могут вызвать заболевания, иногда очень серьезные.

    4. Поток воздуха более медленный, т.к. отверстия ноздрей уже, чем отверстие рта. Это имеет уже не только физиологическое, но и психическое значение, т.к. скорость и интенсивность дыхания напрямую связаны с психоэмоциальным состоянием. В стрессовом состоянии мы дышим быстро и поверхностно, в спокойном – медленно и глубоко. Корректно и обратное утверждение — чем быстрее мы дышим, тем больше у нас стресса, чем медленнее дыхание – тем спокойнее и уравновешенней ум.

    Кроме того, вся восточная медицина давно утверждает, что чем медленнее наше дыхание, тем дольше наша жизнь.

    5. Дыхание через нос улучшает питание головного мозга. В Западной культуре еще со времен Гиппократа существует теория, что дыхание через нос напрямую связано с мозгом. В йоге об этом также говорят несколько тысячелетий. Считается, что через обширную разветвленную сеть мельчайших сосудов, а также пещеристые тела, кровь в носовой полости непосредственно обогащается кислородом и напрямую питает головной мозг.

    Затрудненное носовое дыхание вызывает венозный застой в нижних отделах головного мозга и нарушение циркуляции спинномозговой жидкости, что приводит к нарушению активности мозга.

    Возможно, кто-то из вас сталкивался с предупреждениями врачей касательно аденоидов (которые как раз и препятствуют носовому дыханию), что аденоидит может привести к снижению мозговой деятельности. Особенно важно учитывать этот момент для детей, поскольку этот аспект может ухудшить умственное развитие.

    6. Давление струи воздуха на слизистую оболочку носа участвует в возбуждении дыхательного рефлекса. Таким образом, при вдохе через рот дыхание затрудняется, и нам приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы поддерживать необходимый объем воздуха.

    7. Через нос лучше усваивается прана. Этот пункт напрямую связан с предыдущим, ведь вдыхаемый воздух – один из основных источников праны. Кроме того, эта функция может использоваться для быстрого донесения до мозга «тонких» лекарств. Так работает ароматерапия – с эфирными маслами, аромапалочками, вдыхание дыма от определенных травяных составов и т.п., а также насья – закапывание в нос аюрведических лекарственных составов (зачастую – специально приготовленные масла на лекарственных травах). Кроме того, считается, что даже закапывание в нос чистого кунжутного масла питает всю нервную систему, а особенно головной мозг.

    8. Через ноздри мы можем напрямую работать с чакрами (муладхара и аджна) и энергетическими каналами Ида и Пингала, а соответственно симпатической и парасимпатической нервной системой. Мы можем воздействовать более точечно на свой организм, гармонизировать свою нервную и эндокринную системы, а также корректировать свое физическое и психологическое состояние при дисбалансе.

    КОГДА МОЖНО ДЫШАТЬ РТОМ?

    1. Когда нос не может выполнять свои функции, например, нос забит насморком.
    2. В некоторых пранаямах – по указаниям учителя.
    3. В активных видах спорта иногда требуется выдох через рот.

    Что делать, если вы дышите преимущественно ртом?

    Прежде всего, следует выяснить, какова причина.

    1. Вполне вероятно, что вы не дышите через нос просто потому, что у вас сформировалась другая привычка. Устраивайте себе в качестве упражнения осознанное дыхание через нос – хотя бы по 5-10 минут несколько раз в день. Поначалу вам будет непривычно и от этого дискомфортно и поначалу придется приложить некоторые волевые усилия, но с каждым днем новая привычка будет даваться вам все легче и легче.
    2. Затруднено дыхание через нос. Соответственно, надо попытаться выяснить и устранить первопричину. Это может быть простуда, аденоиды, аллергия. Во многих случаях вам может помочь промывание носа солевым раствором – в йоге такая очистительная процедура называется нети и применяется не только при лечении, но и для профилактики заболеваний.
    3. Искривление носовой перегородки. Оно может быть как причиной затрудненного дыхания, так и следствием суженных носовых проходов, либо возникнуть в результате травмы. Поэтому опять-таки надо детально смотреть на картину заболевания, в чем вам поможет лор-врач.

    Я надеюсь, я была достаточно убедительна, чтобы показать, как важно дышать именно носом — не только на занятиях йогой, но и в повседневной жизни. И теперь вы обязательно уделите немного внимания наблюдению за собой и этой составляющей своей жизни 🙂

    источник

    Как лучше дышать – носом или ртом? Этот вопрос вовсе не праздный, он важен для нашего здоровья. Дело в том, что механизм дыхания устроен так, что человек не может с одинаковым результатом дышать и через нос, и через рот.

    Исключительно важно, какой из этих двух способов используется: один несет с собой здоровье и силу, а другой способствует появлению болезней.
    Казалось бы, всем понятно, что следует пропускать воздух через ноздри, но, увы, есть немало людей, которые дышат ртом и позволяют своим детям следовать их примеру. Эта скверная привычка приводит к тому, что через рот в человека «вползают» многие болезни, возникают простудные и катаральные состояния. Многие люди днем дышат носом, зато ночью открывают рот и таким образом привлекают к себе недуги.
    А ведь носовые ходы – это первый защитный барьер дыхательной системы: они увлажняют, согревают, фильтруют воздух, дозируют его поступление, а также задерживают пыль. При дыхании же через рот человек лишается этого «грубого» фильтра, поэтому грязь и пыль идут все глубже и глубже. Кроме того, такое неправильное дыхание приводит к тому, что в наши органы проникает вредный для них холодный воздух, в результате часто происходят воспаления дыхательных путей.
    Человек, который ночью дышит через рот, всегда просыпается с чувством сухости во рту и горле. Ни одно животное не спит с открытым ртом и не дышит через рот, и только цивилизованный «Homo sapiens» поступает вопреки своей природе.
    Наблюдения врачей показывают, что дыхание через рот способствует высокому развитию заболеваний зубов, глотки, гортани, бронхов и других органов.
    Особенно часто это наблюдается у тех, кто долгое время находится в атмосфере загрязненного воздуха или там, где часто и резко меняется и влажность и температура воздуха. В этих условиях нормальное носовое дыхание особенно важно и необходимо. Так же при хроническом и остром повторяющемся насморке, а еще при аденоидах у детей, так же как и у взрослых, прочно закрепляется привычка дышать ртом.
    С целью профилактики полезно ежедневно утром и вечером делать следующее упражнение: кисти рук нужно держать на затылке, локти направлены вперед; в таком положении делают медленный и глубокий вдох (обязательно через нос), одновременно отводя локти в стороны; затем во время медленного выдоха (через нос) приводят локти в первоначальное положение. Упражнение повторяют 10 раз.
    Каждый раз, перед тем как приступить к упражнениям, надо осторожно высморкаться, чтобы очистить нос от слизи.

    Если вы попробуете сначала глубоко подышать носом, а потом ртом, то обнаружите, что ртом дышать гораздо легче. Однако, дыхание через рот является дополнительным аварийным способом, когда дыхание через нос затруднено. Почему же так важно дышать носом?
    Во-первых, воздух, который поступает в легкие должен быть согрет до необходимой температуры. Носовая полость пронизана кровеносными сосудами, которые обеспечивают обогрев вдыхаемого воздуха. Вдох носом уменьшает вероятность вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.
    Во-вторых, при носовом дыхании происходит механическая очистка воздуха от пыли и мелких частиц аллергенов. Эта функция выполняется благодаря специальным ресничкам мерцательного эпителия слизистой оболочки носовой полости. А также происходит очистка воздуха от патогенных (болезнетворных) вирусов и бактерий. При дыхании ртом этого не происходит. И вероятность заболеть простудным или другим заболеванием увеличивается.
    В-третьих, говоря, о дыхании через нос, необходимо вспомнить о взаимосвязи слизистой носа и центральной нервной системы. Внутри полостей головного мозга постоянно циркулирует важная биологическая жидкость – ликвор. Ритмическое движение воздуха в носовых ходах воздействует на рецепторы, которые в свою очередь вызывают колебания внутричерепного давления и заставляют ликвор перемещаться. Если носовое дыхание затруднено, это может привести к повышению внутричерепного давления, головным болям, угнетению психики. Нарушается функционирование гипоторамо-гипофизарной системы, которая влияет на выработку гормонов. А это в свою очередь может привести к проблемам репродуктивной системы.
    И наконец, в-четвертых, отек и заложенность носа приводят к скоплению венозной крови и ухудшают кровообращение мозга, что в свою очередь провоцирует головные боли, усталость и снижение концентрации внимания и памяти. Теперь становится понятным, что в нашем организме все взаимосвязано и нарушение одной функции может привести к сбою в работе целой системы органов. Вот почему так важно устранить все преграды на пути к полноценному носовому дыханию.

    si_surprisПрочее Какие интересные ники можно придумать для имени Полина, Поля?АстреяПрочее Где в ДНР можно получить права тракториста?Н-И-Н-Е-Л-ЬПрочее Каким образом информация представляется на ее носителе?PauleПрочее Где узнать код регистрации участника ОГЭ?Pavlik01Прочее Что являлось личной эмблемой Екатерины Медичи?TwisterСад и огород Расписание дачных автобусов Братск, где смотреть?HelenaПрочее Сергей Михалков Праздник непослушания: чему учит сказка, главная мысль?ЧудесНеБываетПрочее Заходер Птичья школа: краткое содержание, главная мысль, кто главные герои?ЛеоПрочее Как научиться видеть очень далеко, как видят орлы?MatildaПрочее Как убрать запах гари с одеяла/ пледа?Pavlik01Образование Как пишется: межъярусный или межярусный?SecretПрочее Что означает ошибка Invalid card number?Юра_БеляевПрочее Как звали друга папы Карло?Monik-AРазвлечения Рыба с самой мелкой чёрной икрой – это какая и что о ней известно?LarsПрочее Жужа – это кто, как полное имя женщин, которых называют Жужа?ЯсноСолнышкоПрочее Где принимает травница матушка Лора?Киллер-76Прочее Что делать, если щавель цветет, пошел в стрелку?БабаЯга2017Прочее Где в Новороссийске можно пожарить шашлыки?MrPresidentПрочее Можно ли пересаживать горох после прореживания?RaweOnceПрочее Можно ли забивать гвозди в пластик?PauleПрочее Берется ли комиссия при переводе денег с карты клиента Сбербанка на?

    источник

    Подробное решение часть 1 (страница) 6 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2017

    • Гдз рабочая тетрадь по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут
    • Гдз рабочая тетрадь по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут

    Вопрос. Назови разные объекты природы. Чем различаются объекты живой и неживой природы?

    Ответ. К природным объектам относятся солнце, воздух, вода, камни, почва, растения, животные, человек. Вся природа подразделяется на живую и неживую. Как живую, так и неживую, составляют объекты. Объект – это составная часть чего-либо, в нашем случае природы, обладающая определенными свойствами. Объекты живой природы обладают свойствами, каких нет у объектов неживой природы – рост, развитие, размножение, обмен веществ, поддержание постоянства состава, ответная реакция на внешние и внутренние раздражения.

    Обсудим вместе. Можно ли назвать человека объектом живой природы (организмом)? Какие признаки живых организмов можно отнести к человеку?

    Ответ. Человека в полной мере можно назвать объектом живой природы. Человек, как и все живые организмы, обладают такими свойствами как обмен веществ (поглощение одних веществ, их преобразования, выделение других веществ), размножение, передача определенных свойств по наследству, рост, развитие, поддержание постоянства внутреннего состава. Человек способен воспринимать свет, звук, запахи, прикосновения, отвечать на них. Человек способен к изменению окружающей природы под влиянием человеческой мысли.

    Вопрос. Рассмотри рисунок-схему «Нервная система» (с.7). Прочитай подписи. Из чего состоит нервная система человека?

    Ответ. Нервная система человека состоит из головного и спинного мозга и нервов, которые находятся в каждой части человеческого организма. Нервы отходят от головного и спинного мозга и подходят в мышцам и внутренним органам.

    Обсудим вместе. Рассмотрим изображения головного мозга человека и животных. Верен ли вывод «Самый сложный мозг – у человека»?

    Ответ. Головной мозг человека, безусловно, самый сложный по сравнению с другими животными. Во-первых, он обладает самым большим объемом, а это значит, что у человека гораздо больше возможностей для осуществления сложных процессов, таких как память, речь, мышление, запоминание. На рисунке хорошо видно, что мозг человека имеет извилины. Это делает его еще более сложным, увеличивается общее количество нервных клеток, а значит и увеличивается способность к различным действиям.

    Вопрос. Что защищает головной и спинной мозг от повреждений?

    Ответ. Головной и спинной мозг защищены костями. Головной мозг от повреждений защищают кости черепа. Спинной мозг от повреждения защищает позвоночник. Спинной мозг располагается внутри его в специальном канале, который так и называется спинномозговым.

    Вместе с головным и спинным мозгом растут и кости черепа и позвоночника.

    Вопрос. Подготовь рассказ на тему «Значение нервной системы для организма». Отметь согласованную работу органов.

    Ответ. Все здоровые органы нашего организма действуют согласованно и никогда «не ошибаются». Все это происходит благодаря нервной системе. Нервная система состоит из отделов, которые связаны между собой. Вообще, если рассмотреть нервную систему, то она похожа на «сетку», в которую погружены все части нашего тела. Благодаря этому, все чтобы не происходило в одной части нашего организма, «становится известно» другим частям нашего тела. Нервы соединяют между собой внутренние органы, мышцы, костную систему.

    Благодаря нервной системе мы воспринимаем информацию из окружающей среды и ту информацию, которая идет от внутренних органов. В головном мозге происходит обработка информации в специальных центрах – зрительном, слуховом и других. Оттуда же идут сигналы к мышцам, совершающим определенную работу. Также сигналы поступают в спинной мозг.

    Спинной мозг имеет огромное значение – он управляет движениями и отвечает за согласованную работу внутренних органов. Поэтому, когда мы бежим учащается дыхание, учащается сердцебиение, расширяются кровеносные сосуды. Когда мы интенсивно думаем, расширяются кровеносные сосуды, несущие кровь к головному мозгу. Таким образом, нервная система позволяет всем органам работать слаженно, как единый механизм.

    Двигательная система

    Обсудим вместе. Если бы в теле человека не было костей, оно было бы похоже на тряпичную куклу. Верно ли это высказывание? Обоснуй свои мнения. Сверим ответы с текстом.

    Ответ. Данное высказывание верно. Кости человека соединяются друг с другом и образуют так называемый скелет. Скелет – это набор всех костей тела человека. Благодаря им тело человека сохраняет определенное положение в пространстве, удерживает его. Недаром его называют опорой тела. К костям скелета присоединяются мышцы. Мышцы и скелет придают телу определенную форму. Кости и мышцы составляют опорно-двигательную систему.

    Вопрос. Расскажи, что составляет опорно-двигательную систему человека. Какую работу (функцию) она выполняет?

    Ответ. Опорно-двигательную систему человека составляют скелет и мышцы. Она получила название от двух слов – опора и передвижение. Опору составляет скелет – совокупность всех костей человека. Всего костей в организме человека более 200. Скелет человека выполняет функции опоры организма, защищает внутренние органы, к нему прикрепляются мышцы. Мышцы – основа двигательной системы. Всего в организме человека около 600 мышц. Они выполняют функции передвижения, выполнения какой-либо работы. Управляет работой мышц головной и спинной мозг. В каждой работе принимают участие несколько мышц и благодаря нервной системе мышцы работают согласованно.

    Вопрос. Мышцы сравнивают с эластичной резиновой лентой. Как ты думаешь, почему?

    Ответ. Мышцы похожи на эластичные ленты, потому что они обладают такими свойствами как сокращение и расслабление. Эти действия совершаются поочередно, поэтому и похожи на эластичную ленту, которая может растягиваться и сокращаться. Следует отметить, что мышцы по длине чаще превосходят ширину.

    Обсудим вместе. Сравним два рисунка. Какое занятие полезнее для мышц. Почему? Сверим ответы с текстом.

    Ответ. Чтобы мышцы человека были сильными и могли выполнять различную работу их необходимо постоянно тренировать. Такие занятия как прогулки на лыжах, ходьба по лестнице позволяет быть мышцам крепкими. А такое занятие как игра на компьютере лежа на кровати делает мышцы дряблыми и слабыми.

    Это происходит потому, что при занятиях физической культурой к мышцам поступает большое количество кислорода и питательных веществ, что позволяет мышцам развиваться.

    Вопрос. Выскажи свое мнение. Девочки поспорили. Одна уверена, что груз лучше нести в правой руке, только нужно давать ей отдохнуть. А другая настаивала на том, что груз нужно нести, меняя руки – то в правой, то в левой. Кто из девочек прав и почему?

    Ответ. Груз лучше нести попеременно в в правой и левой руке. Это способствует правильному формированию осанки, равномерному распределению нагрузки на левую и правую руки, благодаря чему и левая и правая руки будут развиваться одинаково.

    А если носить груз только в правой руке, то она будет несколько больше чем левая, а также произойдет искривление позвоночника и нарушение осанки.

    Вопрос. Рассмотри рисунки. Расскажи, что улучшает осанку человека, а что ее ухудшает.

    Ответ. Согласно рисункам улучшают осанку занятия физической культурой и спортом, занятия спортивными и бальными танцами, ухудшают осанку неправильная рабочая поза за столом при выполнении письменной работы, неправильная переноска тяжестей, например, тяжелого портфеля с учебными принадлежностями. Нельзя нести тяжелый портфель в одной руке.

    Вопрос. Догадайся, о чем говорит мимика этих детей.

    Ответ. Мимика детей говорит о следующем:

    Пищеварительная система

    Вопрос. Почему человек должен постоянно питаться? Объясни значение витаминов для человека. Объясни значение витаминов для человека. (Тебе уже известно, что слово «витамин» происходит от латинского слова «вита», что значит «жизнь»).

    Ответ. Пища для человека является необходимым условием для жизни. Пища содержит питательные вещества. К ним относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Питательные вещества являются необходимыми строительными материалами для мышц и органов человека, обеспечивают организм энергией. С пищей поступают вода и минеральные вещества, участвующие в обмене веществ.

    Витамины поступают в организм в небольших количествах, но они очень важны. Витамины влияют на процессы роста и развития организма, регулируют обмен веществ, обеспечивают процессы зрения, заживления ран, формирование скелета и мышц. При недостатке витаминов возникает заболевание «авитаминоз». Известны такие проявления авитаминоза как цинга, рахит, куриная слепота и другие.

    Вопрос. Объясни смысл пословицы: «Кто дольше жует, то дольше живет».

    Ответ. Преобразование пищи начинается в ротовой полости. При помощи зубов она измельчается. В это время происходит смачивание пищи слюной. Благодаря этому пища легче проглатывается, быстрее переваривается и лучше усваивается. Слюна содержит и обеззараживающие вещества, нейтрализует возбудителей заболеваний. А если проглатывать пищу плохо пережеванной, то большое количество вредных микробов может попасть вовнутрь организма. Также под действием слюны пища начинает перевариваться уже в ротовой полости и в желудок приходит подготовленной для дальнейшей обработки. Все это влияет на здоровье человека, и в конечном итоге, на продолжительность жизни.

    Вопрос. Объясни, у кого из этих детей зубы будут здоровыми.

    Ответ. Зубы будут здоровыми у мальчика, который систематически чистит зубы. У мальчика, который разгрызает грецкие орехи, у девочки, которая ест много сладкого зубы будут слабыми, так как у них на зубах будет разрушаться эмаль.

    Вопрос. Почему у Антона часто болят зубы?

    Выбери правильный ответ и обоснуй свое мнение.

    • Он чистит зубы два раза в день.

    • Он все время жует жевательную резинку.

    • Он ест много сладкого и грызет орехи.

    Ответ. Он ест много сладкого и грызет орехи. В результате этого разрушается эмаль на зубах и инфекция проникает в твердые ткани зуба.

    Дыхательная система

    Задание. Положи руку на груди и сосчитай число вдохов и выдохов в минуту в положении сидя и после 10 приседаний. Какой можно сделать вывод.

    Ответ. Для физических упражнений нужно больше энергии, а значит и кислорода мышцам, кровь должна перемещаться быстрее, поэтому сердце начинает чаще сокращаться.

    Задание. Рассмотри рисунок-схему. Проследи движение воздуха их носовой полости к легким при вдохе.

    Ответ. Органы дыхания — это группа органов, которая осуществляет газообмен между организмом и окружающей средой. При вдохе воздух попадает в носовую полость, дальше он движется в гортань, трахею, затем в бронхи и в лёгкие. При выдохе движение воздуха происходит в обратном порядке: лёгкие, бронхи, трахея и носовая полость.

    Береги дыхательную систему

    Вопрос. По рисункам на с.23 сформулируйте правила бережного отношения к дыхательной системе. Подсказки на с. 23-24.

    1. Дыхание должно быть ровным и размеренным

    3. Нужно заниматься физкультурой и спортом.

    4. Полезно бывать на свежем воздухе

    5. При кашле, чихании необходимо закрывать рот

    6. Регулярная влажная уборка помещений

    7. Для правильного дыхания важна хорошая осанка

    8. При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, надо надевать марлевую повязку, регулярно проветривать помещение.

    Вопрос. Подготовь рассказ о том, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.

    Ответ. Во время вдоха воздух проходит путь через носовую полость, гортань, трахею, бронхи и попадает в легкие, а при выдохе движение воздуха происходит в обратном направлении.

    Вопрос. Объясни, почему следует дышать через нос.

    Ответ. Потому что, проходя через нос, воздух увлажняется, согревается в холодную погоду и охлаждается в жаркую, в носу задерживаются частицы пыли и микрочастицы из воздуха, защищая от них бронхи и лёгкие, а слизь носа задерживает бактерии. Поэтому люди, которые сидят на сосудосуживающих каплях или дышат ртом, болеют чаще.

    Кровеносная система

    Обсудим вместе. Почему кровеносную систему называют транспортной?

    Ответ. Это транспортная, или распределительная, система, с помощью которой клетки и органы снабжаются кислородом, питательными веществами для обеспечения активной жизнедеятельности. Эта транспортная система в двух направлениях — с помощью нее организм так же освобождается от продуктов обмена веществ, токсинов, отмерших клеток.

    И чем в лучшем состоянии находится кровеносная система, чем лучше каналы, чем менее они засорены, тем лучше осуществляется обмен веществ, и тем лучше общее состояние организма.

    Вопрос. Что такое биологическая клетка?

    Ответ. Клетка — это один из основных строительных, работающих и воспроизводящих элементов живой природы; это элементарная живая система. Из клеток состоят растения, животные грибы. Человек также состоит из клеток.

    Вопрос. Рассмотри рисунок-схему «Кровеносная система» на с. 25. Проследи за движением крови в организме. Объясни, почему сердце сравнивают с насосом.

    Ответ. Сердце сравнивают с насосом, потому что от его работы зависит скорость, с которой будет передвигаться кровь по организму, давление. Сердце имеет мышечные стенки и когда оно сокращается, кровь выбрасывается в кровеносные сосуды. За сутки сердце сокращается око 100 000 раз. В течение всей жизни сердце работает и перекачивает тонны крови. Поэтому его называют «насосом».

    Вопрос. Составь план ответа на вопрос: «Какое значение для организма имеет кровь?»

    1. Сколько крови в организме человека

    2. Какую работу выполняют разные клетки крови

    Вопрос. Известно, что величина кулака соответствует размерам сердца человека. Сравни размеры сердца у себя и у мамы.

    Ответ. У мамы сердце больше, потому что организм растет до 20 лет, а мне еще 10.

    Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

    Вопрос. Рассмотри рисунок-схему. Прочитай текст. Назови органы выделения, ответь на вопрос: «Каково значение работы выделительной системы?»

    Ответ. При помощи органов выделения организм избавляется от ненужных веществ. Главный орган выделения — почки. У человека их две. Они красно-коричневого цвета, и по форме напоминают бобы. Почки расположены по обе стороны от позвоночника на уровне поясницы. От почек идут две трубочки – мочеточники, которые соединяют почки с мочевым пузырем.

    В почках кровь фильтруется, избавляется от лишней воды и вредных веществ. В почках образуется моча, которая в последствие удаляется

    Вопрос. При обследовании больного делают анализ мочи. Как ты думаешь, для чего?

    Ответ. Анализ мочи делают для того чтобы по химическому составу мочи определить какие процессы происходят в нашем организме. Так определяются содержание углеводов, белков. И других веществ. Исследуются наличие клеток крови. Все это помогает поставить диагноз при заболевании.

    Вопрос. Подготовься к беседе об органах выделения. Выскажи мнение: можно ли легкие отнести к органам выделения?

    Ответ. Важную роль в процессах выделения продуктов обмена играет система органов мочевыделения. Она состоит из парных почек, мочеточников, мочевого пузыря, который открывается наружу мочеиспускательным каналом. Органы выделения человека начинаются почками. Это парные органы бобовидной формы. Располагаются они в брюшной полости с обеих сторон позвоночника, к которому повернуты вогнутой стороной. Органы выделения, в частности почка, состоят из элементарных единиц строения. Именно в них обменные процессы происходят на клеточном уровне. Каждая почка состоит из миллиона нефронов — структурно-функциональных единиц.

    Легкие условно можно отнести к органам выделения, так как при выдохе выделяется углекислый газ и вода.

    Вопрос. Подтверди или опровергни высказывание: «С помощью кожи наш организм ощущает изменения во внешней среде. Мы чувствуем жару, холод, боль. Поэтому мы одеваемся теплее, когда холодно, избегаем острых предметов и других опасностей, закаляем наш организм».

    Ответ. Я могу подтвердить это высказывание, так как в коже находятся специальные чувствительные клетки. Они каждая выполняет определенную работу (функцию). Они воспринимают внешнюю информацию – прикосновение, температуру, боль. От них сообщение идет в головной мозг, который обрабатывает сигналы и дает команды организму. Если холодно, мышцы сокращаются и мы дрожим, если жарко выделяется пот и т.д.

    Вопрос. Выскажи свое мнение: почему температура кожи на различных участках тела различна? Например, под мышкой она 36,3-36,9 градуса, на животе – 34, а на лице – 20-25 градусов.

    Ответ. Температура на различных участках кожи различна, чем дальше от горячих органов (сердце, печень, крупные артерии) тем ниже температура, а также потому что кожа отдает тепло в окружающую среду. На лице кожа ничем не защищена, поэтому здесь самая низкая температура, а под мышками кожа практически не остывает.

    Вопрос. Какие правила нужно знать, чтобы избежать солнечного (теплового) удара?

    Ответ. Чтобы избежать солнечного (теплового) удара необходимо соблюдать следующие правила:

    1. Необходимо избегать попадание прямых солнечных лучей на голову, то есть нужно использовать головной убор, желательно светлых тонов, лучше белого;

    2. Одежда должна хорошо пропускать воздух;

    3. Если человек находится в помещении, то помещение должно проветриваться;

    4. Физическую работу нужно чередовать с отдыхом;

    5. Загорать необходимо в меру;

    6. При первых признаках недомогания немедленно перейти в тень, выпить прохладной (но не ледяной воды).

    Вопрос. Подготовь рассказ на тему «Значение кожи для организма» выполни практические задания в рабочей тетради.

    Ответ. Кожа имеет огромное значение для организма человека. Во-первых, она защищает организм от внешних воздействий. Во-вторых благодаря коже поддерживается температура нашего тела – кровеносные сосуды расширяются или сужаются, выделяется пот. С потом выводятся продукты обмена. В коже под действием солнечного света образуется витамин Д. Волосы, ногти – это производные кожи. Благодаря коже мы воспринимаем окружающий мир – прикосновения, температуру и пр.

    источник

    Гуляя во дворе, мы обязательно услышим, как взрослые делают замечания своим чадам, заставляя последних дышать через нос. Безусловно, родители правы, когда говорят малышам: «Закрой рот!», «Не глотай холодный воздух!»

    Однако сами мамы и папы, дедушки и бабушки далеко не всегда следуют подобным рекомендациям. Поэтому «носовые проблемы» преследуют не только детское население, но и приносят много неприятностей остальным жителям планеты Земля.

    Если человек в зимний или осенне-весенний период предпочитает глотать «холод» ртом, то он вынужден «награждать» свой организм порцией обжигающего, неуспевающего согреваться в верхних дыхательных путях воздуха. А ведь каждый из нас создан таким образом, чтобы вся «нечисть» в виде пыли, газов, холодного или обжигающего воздуха, вредных бактерий и микроорганизмов в наш организм не попала. Для этого в носу имеется своеобразный фильтр, состоящий из огромного количества мельчайших волосков. Вот они-то и берут на себя самую тяжёлую работу. Именно на этих ворсинках оседает вдыхаемая пыль, «теряют ориентиры» мелкие насекомые, попавшие в нос. Затем начинается извилистый путь, выстланный слизистой оболочкой для воздуха, попадаемого внутрь. Здесь он не только очищается, но ещё и согревается.

    Кроме этого, есть тут и другие органы, способные не только распознать болезнетворные бактерии, но и начать с ними борьбу в нужное время. К сожалению, во рту все эти «нужные приспособления» отсутствуют. В результате подобного неправильного дыхания возникают не только воспалительные процессы, а ещё появляется «прекрасная» возможность для прямого попадания внутрь различных болезнетворных бактерий.

    Причин затруднённого носового дыхания множество. Виновниками неприятностей могут стать аденоиды, искривление носовой перегородки и гайморит, аллергический насморк и прочие болезни. В некоторых случаях человек приобретает затруднённое носовое дыхание после оперативного вмешательства или консервативного лечения. Привыкнув дышать через рот, он уже в силу привычки отказывается вдыхать воздух через нос. Последствия подобного дыхания могут быть очень неблагоприятными.

    Специалисты утверждают, что через рот в организм попадает в десять раз больше болезнетворных бактерий, чем через нос. В случае «прямого попадания» в верхние дыхательные пути микробы не задерживаются на слизистой оболочке носа, а начинают сразу приниматься за своё «вредное» дело, вызывая острые респираторные заболевания. Кроме этого, у людей, постоянно дышащих ртом, деформируется лицевой скелет, изменяется голос, появляется гнусавость, иногда повышается внутричерепное давление, возникает упорная головная боль.

    Замечено, что те, кто вынужден дышать через рот, быстро утомляются, им сложно сосредотачиваться и удерживать внимание на определённом виде работ, у них заметно ухудшается память.

    Для начала важно приучить себя закрывать рот «на замок». Рот ребёнка или взрослого просто зажимается ладонью рядом стоящего человека. Страдальца сначала заставляют дышать носом в положении лёжа или сидя, а затем подобное упражнение проделывают уже в движении во время физической нагрузки или ходьбы.

    Приучить себя к носовому дыханию можно с помощью специальной гимнастики. Выполнять её очень легко, никаких особых навыков подобные упражнения не требуют. Заниматься такой зарядкой можно и на свежем воздухе, и при комнатной температуре в хорошо проветренном помещении. Тем, у кого носовое дыхание затруднено, перед выполнением упражнений нужно закапать в нос любые сосудосуживающие капли. Гимнастику вы можете выполнять в любом положении: стоя, сидя и даже лёжа. Во время обострения различных заболеваний, ОРВИ, гриппа, повышения температуры тела выполнять упражнения не нужно. Возобновляют занятия обычно через 2—3 дня после выздоровления.

    Итак, сначала спокойно и равномерно начните дышать обеими половинами носа в течение минуты. (Повторяйте это и после каждого последующего упражнения.) Затем прижмите правую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно подышите левой половиной носа в течение минуты. Далее прижмите левую ноздрю к носовой перегородке и повторите предыдущую процедуру. Если время от времени вам будет трудно дышать, то периодически вдыхайте воздух ртом. Как только носовое дыхание улучшится, от спокойного и равномерного ритма переходите к так называемому форсированному дыханию.

    Заставляйте при этом работать мышцы шеи, плечевого пояса и даже грудной клетки. Помните о том, что форсированное дыхание может вызвать головокружение и даже головную боль. Связано это с усиленным притоком кислорода к сосудам головного мозга. В эти мгновения происходит перераздражение заложенных в них нервных окончаний и вследствие этого наступает спазм кровяных магистралей. Поэтому, сделав 2—3 усиленных вдоха, тут же переходите на обычное дыхание.

    Во время занятий в рот можно взять жевательную резинку, и тогда вы непроизвольно будете дышать носом. Для контроля за эффективностью «носовой гимнастики» спустя 2—3 недели после начала занятий к кончику носа нужно поднести зеркало. На нём должно образоваться запотевшее пятно, по величине которого можно судить о том, как вы выполняли дыхательные упражнения. Если слева или справа пятно меньше, значит, эта половина носа участвовала в дыхании недостаточно активно. Продолжайте тренироваться до тех пор, пока запотевшие пятна не станут одинакового размера с обеих сторон.

    Хорошо себя зарекомендовала специальная дыхательная гимнастика, помогающая заново обрести носовое дыхание. Закройте рот. Медленно вдыхайте и выдыхайте воздух через нос в течение пяти минут. Кисти при этом расположите сзади на шее или верхней части живота. Спокойная ходьба на месте, несколько лёгких приседаний, сжимание мяча помогут положительно воздействовать на ухудшающее обоняние.

    Регулярные занятия, интенсивные, контролируемые упражнения помогут человеку, страдающему от проблем с носом, обрести свободное носовое дыхание. Подобной гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2—3 минуты на один приём. Делать гимнастику нужно до тех пор, пока вы не станете постоянно дышать носом, исключая из этого процесса рот. Побольше читайте вслух для того, чтобы укрепить мышцы рта, глотки и носа. В процессе чтения слова произносите чётко и понятно, особое внимание уделяя согласным звукам. Не забывайте о том, что при нарушенном носовом дыхании нужно предохранять носик от резких, неприятно пахнущих веществ, потому как они травмируют рецепторы обонятельного анализатора.

    Помните, что правильно воспринимаемые запахи и дыхание через нос способны не только положительно влиять на организм человека, но ещё и предупреждать огромное количество болезней. Не зря говорят, что хорошее носовое дыхание — это залог здоровья каждого из нас.

    источник

    Дефекты дыхания у ребенка. Почему вредно дышать через рот. Закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Упражнения при нарушении носового дыхания.

    Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

    На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» — нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.

    Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

    Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами — это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

    Вот простейшее упражнение — закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.

    Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

    Систематические занятия звуковой гимнастикой проводят с ребенком после соответствующей консультации с врачом. Они восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения. Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки [б], [в], [м], [п], [т], [ж], [ш], [ф]. Воздух как бы выталкивается через нос.

    Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.

    Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.

    Ребенку можно предложить одно из упражнений. Рекомендации для восстановления дыхания можно получить у медицинской сестры — методиста кабинета лечебной физкультуры, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.

    Для улучшения дыхания через нос после операций (аденотомии) детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твердую пищу — морковь, репу, жареное мясо.

    Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны — такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы легких.

    В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний, последствий переохлаждения и улучшении носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала — горячей водой (температура 38-40°С), затем прохладной, комнатной (температура 19-20°С).

    Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченой воды с постепенным понижением ее температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребенок. Затем постепенно, каждые 5-7 дней, температуру воды понижают на 4°С, доводя ее до минимальной, индивидуальной для каждого ребенка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время. Родители согласовывают их с лечащим врачом, регулярно приходя на осмотры. При появлении кровотечения из носовой полости, ухудшении общего самочувствия проведение таких мероприятий строго противопоказано.

    Наиболее частой причиной сухости во рту, трещин губ является длительное затруднение носового дыхания, реже — побочное действие некоторых лекарственных средств, сахарный диабет, гастрит.

    Теперь о воздухе. Воздух — среда, в которой человек постоянно находится и реагирует на изменение ее параметров, включая мало ощутимые и незаметные, но оказывающие существенные влияния на организм. Аэроионный, газовый и тепловой режимы помещений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ежедневно ребенок пропускает через свои легкие воздуха больше, чем масса потребляемой пищи и воды. Громадная поверхность легких поглощает из воздуха практически все вредные вещества таблицы Д.И. Менделеева.

    Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к однозначному выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения. Воздух в помещениях в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее. В воздухе помещений содержатся естественные аллергены (бактериальные, грибковые и др.) и химические агенты (табачный дым, органические и неорганические вещества и др.). Состав воздушной среды в помещении практически вне нашего контроля. Отсюда бурный рост количества легочных заболеваний, аллергии, снижение иммунитета.

    Еще в 20-е годы прошлого века биофизик А.Л. Чижевский опытным путем доказал, что химический состав воздуха со временем лишается электрических зарядов. Организмы, дышащие таким воздухом, испытывают аэроионное голодание. Аэроионы часто называют «витаминами воздуха». Установлено, что морской бриз, горный воздух, хвойный лес, воздух после грозы утоляют аэроионный голод организма.

    Отечественная промышленность освоила выпуск электростатических, ионизированных воздухоочистителей, которые можно применять в домашних и рабочих помещениях.

    Предлагаем несколько комплексов упражнений при нарушении носового дыхания.

    Комплекс 1. Во время занятия дышать только через нос.

    1. Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа.
    2. Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох (до 5 раз).
    3. Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).
    4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
    5. Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).
    6. Встать, подняться на носках — вдох, присесть — полный выдох.
    7. Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад — вдох, вернуться в исходное положение — полный выдох.
    8. Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз-два — вдох, на три-четыре-пять-шесть — выдох; на счет раз-два — вдох, на пять-шесть-семь — выдох, выполнять 2-3 мин).

    Комплекс 2. Во время занятия дышать только через нос.

    1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
    2. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить — выдох.
    3. Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.
    4. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка («маляр»).
    5. Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» — «подметание» — «маляр»).
    6. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
    7. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
    8. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
    9. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
    10. Вытянуть губы как можно дальше («трубочка»).
    11. Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»).
    12. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
    13. Надуть щеки поочередно: левую и правую.
    14. Надуть верхнюю губу.

    Комплекс 3. Во время занятия дышать только через нос.

    1. Широко раскрыть рот — зевание. Затем «глотнуть», т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.
    2. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
    3. Широко раскрыть рот.
    4. Рот закрыть. Язык оттянуть назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» — «подметание» — «маляр»).
    5. Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
    6. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
    7. Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их «основания»).
    8. Губы вытянуть вперед, как можно дальше («трубочка»).
    9. Губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»), чередовать.
    10. Выполнять «кривую улыбку» вправо-влево.
    11. Втягивать щеки.
    12. Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
    13. Как можно шире открывать рот.
    14. Набрать воздух, «задуть» его в уши (самопродувание).

    источник

    Подробное решение часть 1 (страница) 6 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2017

    • Гдз рабочая тетрадь по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут
    • Гдз рабочая тетрадь по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут

    Вопрос. Назови разные объекты природы. Чем различаются объекты живой и неживой природы?

    Ответ. К природным объектам относятся солнце, воздух, вода, камни, почва, растения, животные, человек. Вся природа подразделяется на живую и неживую. Как живую, так и неживую, составляют объекты. Объект – это составная часть чего-либо, в нашем случае природы, обладающая определенными свойствами. Объекты живой природы обладают свойствами, каких нет у объектов неживой природы – рост, развитие, размножение, обмен веществ, поддержание постоянства состава, ответная реакция на внешние и внутренние раздражения.

    Обсудим вместе. Можно ли назвать человека объектом живой природы (организмом)? Какие признаки живых организмов можно отнести к человеку?

    Ответ. Человека в полной мере можно назвать объектом живой природы. Человек, как и все живые организмы, обладают такими свойствами как обмен веществ (поглощение одних веществ, их преобразования, выделение других веществ), размножение, передача определенных свойств по наследству, рост, развитие, поддержание постоянства внутреннего состава. Человек способен воспринимать свет, звук, запахи, прикосновения, отвечать на них. Человек способен к изменению окружающей природы под влиянием человеческой мысли.

    Вопрос. Рассмотри рисунок-схему «Нервная система» (с.7). Прочитай подписи. Из чего состоит нервная система человека?

    Ответ. Нервная система человека состоит из головного и спинного мозга и нервов, которые находятся в каждой части человеческого организма. Нервы отходят от головного и спинного мозга и подходят в мышцам и внутренним органам.

    Обсудим вместе. Рассмотрим изображения головного мозга человека и животных. Верен ли вывод «Самый сложный мозг – у человека»?

    Ответ. Головной мозг человека, безусловно, самый сложный по сравнению с другими животными. Во-первых, он обладает самым большим объемом, а это значит, что у человека гораздо больше возможностей для осуществления сложных процессов, таких как память, речь, мышление, запоминание. На рисунке хорошо видно, что мозг человека имеет извилины. Это делает его еще более сложным, увеличивается общее количество нервных клеток, а значит и увеличивается способность к различным действиям.

    Вопрос. Что защищает головной и спинной мозг от повреждений?

    Ответ. Головной и спинной мозг защищены костями. Головной мозг от повреждений защищают кости черепа. Спинной мозг от повреждения защищает позвоночник. Спинной мозг располагается внутри его в специальном канале, который так и называется спинномозговым.

    Вместе с головным и спинным мозгом растут и кости черепа и позвоночника.

    Вопрос. Подготовь рассказ на тему «Значение нервной системы для организма». Отметь согласованную работу органов.

    Ответ. Все здоровые органы нашего организма действуют согласованно и никогда «не ошибаются». Все это происходит благодаря нервной системе. Нервная система состоит из отделов, которые связаны между собой. Вообще, если рассмотреть нервную систему, то она похожа на «сетку», в которую погружены все части нашего тела. Благодаря этому, все чтобы не происходило в одной части нашего организма, «становится известно» другим частям нашего тела. Нервы соединяют между собой внутренние органы, мышцы, костную систему.

    Благодаря нервной системе мы воспринимаем информацию из окружающей среды и ту информацию, которая идет от внутренних органов. В головном мозге происходит обработка информации в специальных центрах – зрительном, слуховом и других. Оттуда же идут сигналы к мышцам, совершающим определенную работу. Также сигналы поступают в спинной мозг.

    Спинной мозг имеет огромное значение – он управляет движениями и отвечает за согласованную работу внутренних органов. Поэтому, когда мы бежим учащается дыхание, учащается сердцебиение, расширяются кровеносные сосуды. Когда мы интенсивно думаем, расширяются кровеносные сосуды, несущие кровь к головному мозгу. Таким образом, нервная система позволяет всем органам работать слаженно, как единый механизм.

    Двигательная система

    Обсудим вместе. Если бы в теле человека не было костей, оно было бы похоже на тряпичную куклу. Верно ли это высказывание? Обоснуй свои мнения. Сверим ответы с текстом.

    Ответ. Данное высказывание верно. Кости человека соединяются друг с другом и образуют так называемый скелет. Скелет – это набор всех костей тела человека. Благодаря им тело человека сохраняет определенное положение в пространстве, удерживает его. Недаром его называют опорой тела. К костям скелета присоединяются мышцы. Мышцы и скелет придают телу определенную форму. Кости и мышцы составляют опорно-двигательную систему.

    Вопрос. Расскажи, что составляет опорно-двигательную систему человека. Какую работу (функцию) она выполняет?

    Ответ. Опорно-двигательную систему человека составляют скелет и мышцы. Она получила название от двух слов – опора и передвижение. Опору составляет скелет – совокупность всех костей человека. Всего костей в организме человека более 200. Скелет человека выполняет функции опоры организма, защищает внутренние органы, к нему прикрепляются мышцы. Мышцы – основа двигательной системы. Всего в организме человека около 600 мышц. Они выполняют функции передвижения, выполнения какой-либо работы. Управляет работой мышц головной и спинной мозг. В каждой работе принимают участие несколько мышц и благодаря нервной системе мышцы работают согласованно.

    Вопрос. Мышцы сравнивают с эластичной резиновой лентой. Как ты думаешь, почему?

    Ответ. Мышцы похожи на эластичные ленты, потому что они обладают такими свойствами как сокращение и расслабление. Эти действия совершаются поочередно, поэтому и похожи на эластичную ленту, которая может растягиваться и сокращаться. Следует отметить, что мышцы по длине чаще превосходят ширину.

    Обсудим вместе. Сравним два рисунка. Какое занятие полезнее для мышц. Почему? Сверим ответы с текстом.

    Ответ. Чтобы мышцы человека были сильными и могли выполнять различную работу их необходимо постоянно тренировать. Такие занятия как прогулки на лыжах, ходьба по лестнице позволяет быть мышцам крепкими. А такое занятие как игра на компьютере лежа на кровати делает мышцы дряблыми и слабыми.

    Это происходит потому, что при занятиях физической культурой к мышцам поступает большое количество кислорода и питательных веществ, что позволяет мышцам развиваться.

    Вопрос. Выскажи свое мнение. Девочки поспорили. Одна уверена, что груз лучше нести в правой руке, только нужно давать ей отдохнуть. А другая настаивала на том, что груз нужно нести, меняя руки – то в правой, то в левой. Кто из девочек прав и почему?

    Ответ. Груз лучше нести попеременно в в правой и левой руке. Это способствует правильному формированию осанки, равномерному распределению нагрузки на левую и правую руки, благодаря чему и левая и правая руки будут развиваться одинаково.

    А если носить груз только в правой руке, то она будет несколько больше чем левая, а также произойдет искривление позвоночника и нарушение осанки.

    Вопрос. Рассмотри рисунки. Расскажи, что улучшает осанку человека, а что ее ухудшает.

    Ответ. Согласно рисункам улучшают осанку занятия физической культурой и спортом, занятия спортивными и бальными танцами, ухудшают осанку неправильная рабочая поза за столом при выполнении письменной работы, неправильная переноска тяжестей, например, тяжелого портфеля с учебными принадлежностями. Нельзя нести тяжелый портфель в одной руке.

    Вопрос. Догадайся, о чем говорит мимика этих детей.

    Ответ. Мимика детей говорит о следующем:

    Пищеварительная система

    Вопрос. Почему человек должен постоянно питаться? Объясни значение витаминов для человека. Объясни значение витаминов для человека. (Тебе уже известно, что слово «витамин» происходит от латинского слова «вита», что значит «жизнь»).

    Ответ. Пища для человека является необходимым условием для жизни. Пища содержит питательные вещества. К ним относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Питательные вещества являются необходимыми строительными материалами для мышц и органов человека, обеспечивают организм энергией. С пищей поступают вода и минеральные вещества, участвующие в обмене веществ.

    Витамины поступают в организм в небольших количествах, но они очень важны. Витамины влияют на процессы роста и развития организма, регулируют обмен веществ, обеспечивают процессы зрения, заживления ран, формирование скелета и мышц. При недостатке витаминов возникает заболевание «авитаминоз». Известны такие проявления авитаминоза как цинга, рахит, куриная слепота и другие.

    Вопрос. Объясни смысл пословицы: «Кто дольше жует, то дольше живет».

    Ответ. Преобразование пищи начинается в ротовой полости. При помощи зубов она измельчается. В это время происходит смачивание пищи слюной. Благодаря этому пища легче проглатывается, быстрее переваривается и лучше усваивается. Слюна содержит и обеззараживающие вещества, нейтрализует возбудителей заболеваний. А если проглатывать пищу плохо пережеванной, то большое количество вредных микробов может попасть вовнутрь организма. Также под действием слюны пища начинает перевариваться уже в ротовой полости и в желудок приходит подготовленной для дальнейшей обработки. Все это влияет на здоровье человека, и в конечном итоге, на продолжительность жизни.

    Вопрос. Объясни, у кого из этих детей зубы будут здоровыми.

    Ответ. Зубы будут здоровыми у мальчика, который систематически чистит зубы. У мальчика, который разгрызает грецкие орехи, у девочки, которая ест много сладкого зубы будут слабыми, так как у них на зубах будет разрушаться эмаль.

    Вопрос. Почему у Антона часто болят зубы?

    Выбери правильный ответ и обоснуй свое мнение.

    • Он чистит зубы два раза в день.

    • Он все время жует жевательную резинку.

    • Он ест много сладкого и грызет орехи.

    Ответ. Он ест много сладкого и грызет орехи. В результате этого разрушается эмаль на зубах и инфекция проникает в твердые ткани зуба.

    Дыхательная система

    Задание. Положи руку на груди и сосчитай число вдохов и выдохов в минуту в положении сидя и после 10 приседаний. Какой можно сделать вывод.

    Ответ. Для физических упражнений нужно больше энергии, а значит и кислорода мышцам, кровь должна перемещаться быстрее, поэтому сердце начинает чаще сокращаться.

    Задание. Рассмотри рисунок-схему. Проследи движение воздуха их носовой полости к легким при вдохе.

    Ответ. Органы дыхания — это группа органов, которая осуществляет газообмен между организмом и окружающей средой. При вдохе воздух попадает в носовую полость, дальше он движется в гортань, трахею, затем в бронхи и в лёгкие. При выдохе движение воздуха происходит в обратном порядке: лёгкие, бронхи, трахея и носовая полость.

    Береги дыхательную систему

    Вопрос. По рисункам на с.23 сформулируйте правила бережного отношения к дыхательной системе. Подсказки на с. 23-24.

    1. Дыхание должно быть ровным и размеренным

    3. Нужно заниматься физкультурой и спортом.

    4. Полезно бывать на свежем воздухе

    5. При кашле, чихании необходимо закрывать рот

    6. Регулярная влажная уборка помещений

    7. Для правильного дыхания важна хорошая осанка

    8. При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, надо надевать марлевую повязку, регулярно проветривать помещение.

    Вопрос. Подготовь рассказ о том, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.

    Ответ. Во время вдоха воздух проходит путь через носовую полость, гортань, трахею, бронхи и попадает в легкие, а при выдохе движение воздуха происходит в обратном направлении.

    Вопрос. Объясни, почему следует дышать через нос.

    Ответ. Потому что, проходя через нос, воздух увлажняется, согревается в холодную погоду и охлаждается в жаркую, в носу задерживаются частицы пыли и микрочастицы из воздуха, защищая от них бронхи и лёгкие, а слизь носа задерживает бактерии. Поэтому люди, которые сидят на сосудосуживающих каплях или дышат ртом, болеют чаще.

    Кровеносная система

    Обсудим вместе. Почему кровеносную систему называют транспортной?

    Ответ. Это транспортная, или распределительная, система, с помощью которой клетки и органы снабжаются кислородом, питательными веществами для обеспечения активной жизнедеятельности. Эта транспортная система в двух направлениях — с помощью нее организм так же освобождается от продуктов обмена веществ, токсинов, отмерших клеток.

    И чем в лучшем состоянии находится кровеносная система, чем лучше каналы, чем менее они засорены, тем лучше осуществляется обмен веществ, и тем лучше общее состояние организма.

    Вопрос. Что такое биологическая клетка?

    Ответ. Клетка — это один из основных строительных, работающих и воспроизводящих элементов живой природы; это элементарная живая система. Из клеток состоят растения, животные грибы. Человек также состоит из клеток.

    Вопрос. Рассмотри рисунок-схему «Кровеносная система» на с. 25. Проследи за движением крови в организме. Объясни, почему сердце сравнивают с насосом.

    Ответ. Сердце сравнивают с насосом, потому что от его работы зависит скорость, с которой будет передвигаться кровь по организму, давление. Сердце имеет мышечные стенки и когда оно сокращается, кровь выбрасывается в кровеносные сосуды. За сутки сердце сокращается око 100 000 раз. В течение всей жизни сердце работает и перекачивает тонны крови. Поэтому его называют «насосом».

    Вопрос. Составь план ответа на вопрос: «Какое значение для организма имеет кровь?»

    1. Сколько крови в организме человека

    2. Какую работу выполняют разные клетки крови

    Вопрос. Известно, что величина кулака соответствует размерам сердца человека. Сравни размеры сердца у себя и у мамы.

    Ответ. У мамы сердце больше, потому что организм растет до 20 лет, а мне еще 10.

    Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

    Вопрос. Рассмотри рисунок-схему. Прочитай текст. Назови органы выделения, ответь на вопрос: «Каково значение работы выделительной системы?»

    Ответ. При помощи органов выделения организм избавляется от ненужных веществ. Главный орган выделения — почки. У человека их две. Они красно-коричневого цвета, и по форме напоминают бобы. Почки расположены по обе стороны от позвоночника на уровне поясницы. От почек идут две трубочки – мочеточники, которые соединяют почки с мочевым пузырем.

    В почках кровь фильтруется, избавляется от лишней воды и вредных веществ. В почках образуется моча, которая в последствие удаляется

    Вопрос. При обследовании больного делают анализ мочи. Как ты думаешь, для чего?

    Ответ. Анализ мочи делают для того чтобы по химическому составу мочи определить какие процессы происходят в нашем организме. Так определяются содержание углеводов, белков. И других веществ. Исследуются наличие клеток крови. Все это помогает поставить диагноз при заболевании.

    Вопрос. Подготовься к беседе об органах выделения. Выскажи мнение: можно ли легкие отнести к органам выделения?

    Ответ. Важную роль в процессах выделения продуктов обмена играет система органов мочевыделения. Она состоит из парных почек, мочеточников, мочевого пузыря, который открывается наружу мочеиспускательным каналом. Органы выделения человека начинаются почками. Это парные органы бобовидной формы. Располагаются они в брюшной полости с обеих сторон позвоночника, к которому повернуты вогнутой стороной. Органы выделения, в частности почка, состоят из элементарных единиц строения. Именно в них обменные процессы происходят на клеточном уровне. Каждая почка состоит из миллиона нефронов — структурно-функциональных единиц.

    Легкие условно можно отнести к органам выделения, так как при выдохе выделяется углекислый газ и вода.

    Вопрос. Подтверди или опровергни высказывание: «С помощью кожи наш организм ощущает изменения во внешней среде. Мы чувствуем жару, холод, боль. Поэтому мы одеваемся теплее, когда холодно, избегаем острых предметов и других опасностей, закаляем наш организм».

    Ответ. Я могу подтвердить это высказывание, так как в коже находятся специальные чувствительные клетки. Они каждая выполняет определенную работу (функцию). Они воспринимают внешнюю информацию – прикосновение, температуру, боль. От них сообщение идет в головной мозг, который обрабатывает сигналы и дает команды организму. Если холодно, мышцы сокращаются и мы дрожим, если жарко выделяется пот и т.д.

    Вопрос. Выскажи свое мнение: почему температура кожи на различных участках тела различна? Например, под мышкой она 36,3-36,9 градуса, на животе – 34, а на лице – 20-25 градусов.

    Ответ. Температура на различных участках кожи различна, чем дальше от горячих органов (сердце, печень, крупные артерии) тем ниже температура, а также потому что кожа отдает тепло в окружающую среду. На лице кожа ничем не защищена, поэтому здесь самая низкая температура, а под мышками кожа практически не остывает.

    Вопрос. Какие правила нужно знать, чтобы избежать солнечного (теплового) удара?

    Ответ. Чтобы избежать солнечного (теплового) удара необходимо соблюдать следующие правила:

    1. Необходимо избегать попадание прямых солнечных лучей на голову, то есть нужно использовать головной убор, желательно светлых тонов, лучше белого;

    2. Одежда должна хорошо пропускать воздух;

    3. Если человек находится в помещении, то помещение должно проветриваться;

    4. Физическую работу нужно чередовать с отдыхом;

    5. Загорать необходимо в меру;

    6. При первых признаках недомогания немедленно перейти в тень, выпить прохладной (но не ледяной воды).

    Вопрос. Подготовь рассказ на тему «Значение кожи для организма» выполни практические задания в рабочей тетради.

    Ответ. Кожа имеет огромное значение для организма человека. Во-первых, она защищает организм от внешних воздействий. Во-вторых благодаря коже поддерживается температура нашего тела – кровеносные сосуды расширяются или сужаются, выделяется пот. С потом выводятся продукты обмена. В коже под действием солнечного света образуется витамин Д. Волосы, ногти – это производные кожи. Благодаря коже мы воспринимаем окружающий мир – прикосновения, температуру и пр.

    источник

  • Читайте также:  У кого самый большой нос 100 к 1 ответ