Меню Рубрики

Озаглавить все части барсучий нос

  1. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.
  2. Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.

– Сегодня мы проанализируем рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составим план этого рассказа.

1) Знакомство с биографией писателя

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки.

Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. (слайды 3-6)

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. (слайд 7)

Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос»

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:

дёготь, чёлн, вереск, пуд (это было д/з)

  • Раз — брыз — ги — ва — я – разбрызгивая
  • Не — го — до — ва — ни — е – негодование
  • Вспо — ло — ши — лись – всполошились

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)

2 часть – чтение «по цепочке»

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? Нарисуйте словесную картину к этой части

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)

Физкультминутка Слайд 13

3 часть – читает учитель

– Вставить пропущенные глаголы (задание по вариантам)

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам. Слайд 14

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) Слайд 15

4 часть – самостоятельное чтение

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)

5 часть – читает учитель

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год)

План Слайд 18

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

  • Меня удивило….
  • Мне стало жалко..
  • Мне не понравилось…
  • Меня восхитило…
  • Меня поразило.

источник

Автор: Константин Паустовский

Название произведения: «Барсучий нос».

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: автор (рассказчик), мальчик, барсук.

Рассказчик — любознательный, добрый, отзывчивый.

Милосердный и сострадательный.

Барсук — ловкий, глупый и любопытный.

Обжог свои лапы и стал грустным.

Двое взрослых отправились на рыбалку в лес.

Мужчины разбили палатки, порыбачили на озере, которое густо покрыла сверху пелена опавших листьев, а затем вернулись к лагерю и стали готовить ужин.

В качестве ужина была картошка, жаренная с салом на сковороде.

Вместе со взрослыми был мальчишка, лет девяти.

Ему часто слышались и виделись такие вещи, в которые взрослые не могли поверить.

Но сказать ему, что это неправда не решались.

Поэтому и слушали его сказочные истории.

Мальчишка первым услыхал, что к их привалу кто-то подбирается.

Когда зверек полностью вышел из тёмной и густой травы, оказалось, что это барсук.

Животное так быстро кинулось к сковороде с картошкой, что сильно обжег себе нос.

Барсук помчался прочь от злополучной сковороды, а от его писка и крика проснулись все животные лесной чащи.

Утром мальчик разбудил одного из взрослых и рассказал, что видел как барсук лечит свой нос.

Он повел взрослого к тому месту, и они увидели, как барсук засовывает свой нос в холодное отверстие пенька.

Однако, обожженный нос не переставал болеть и зверь горько плакал.

Взрослые никак не могли ему помочь.

Через год рассказчик снова встречает барсука со шрамом на носу, но барсук гордо отворачивает голову и скрывается в густом кустарнике брусники.

Больше этого зверька рассказчик не видел.

3. Жареная шипящая картошка.

4. Двое взрослых и девятилетний мальчик.

5. Фантазии и выдумки мальчика.

6. Фырканье и сопение вокруг стоянки.

8. Барсук прыгает к сковороде и обжигается.

10. Мальчик рассказывает, как барсук лечит нос.

11. Холодный пенек и слезы барсука.

13. Барсук сердито чихнул и убежал в чащу леса.

Главная мысль рассказа заключается в том, что человеку следует осторожнее вести себя на природе и то, насколько беспомощным становится зверь перед людьми.

А также, основная мысль рассказа заключается в том, что нельзя оставлять в беде близкого, пусть это даже хрупкое животное.

Рассказ учит нас, прежде всего, осторожности и что нельзя быть любопытным.

Сначала нужно узнать, что перед нами стоит, а лишь потом кидаться или идти навстречу.

Также автор учит нас уважать и любить природу.

При этом, писатель показывает нам, что звери тоже могут страдать и плакать и просить помощи.

Мы должны помогать природному миру, ценить его достояние, беречь животных от пагубных поступков.

Также, автор учит нас, что нельзя стоять в сторонке и смотреть на чужое горе, а нужно пробовать предпринять хоть какие-то попытки и помочь другим.

Рассказ «Барсучий нос» — интересное и поучительное произведение.

С первых секунд чтения писатель погружает нас в невероятное описание осеннего леса и озера, окунает в красоту природы.

Я бы и сам хотел оказаться на том озере и порыбачить в нем.

Рассказ «Барсучий нос» описывает нам историю, как глупый барсук в поисках еды кидается на раскаленную сковородку и обжигает нос.

Бедное животное не знало, да и откуда ему знать, что предмет был горячий.

Этим автор нам хотел показать, насколько лесные звери слабые и простоватые, в сравнении с людьми. На месте главного героя, я бы всячески попытался остановить барсука и не дать ему совершить такую ошибку.

Однако, из этого рассказа я понял, насколько мы можем быть равнодушными к чужой беде.

Ведь главный герой мог тоже подойти к зверю и помочь остудить ему нос, но он просто смотрел на муки животного.

«Барсучий нос» К. Паустовского я рекомендую прочитать каждому.

«Каковы глаза, такова и природа».

«Неосторожность человеку везде вредит».

«Осторожность никогда не бывает лишней».

«И зверь перед хлебом смиряется».

«Любопытному на базаре нос прищемили».

«Гляди глазами, да не тронь руками».

Из зарослей вылез маленький барсук.

Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало.

Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос.

Лягался — двигаться, шевелиться.

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Цели и задачи урока: знакомство с понятием «синоним». Использование словаря синонимов. Подбор синонимов к предложенным словам и словосочетаниям. Наблюдение за авторской позицией, выделение способов выражения.

Предметные: определять способы выражения авторской позиции, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы.

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Сегодня мы с вами начинаем знакомство с новым учебником литературного чтения, автором которого является Элла Эльхановна Кац.

В этой книге вы прочитаете произведения, написанные уже известными вам авторами, а также познакомитесь с новыми.

Учебник поможет вам лучше понимать, как писатели выражают своё отношение к героям, о которых рассказывают.

Размышляя над литературными произведениями, вы научитесь внимательно вглядываться в мир природы, определять своё отношение к людям, оценивать их поступки.

Мы будем читать научно-популярные статьи о животных, растениях, явлениях природы. Научитесь различать научно-популярные и художественные тексты.

Будем сочинять рассказы и сказки, размышлять над репродукциями картин известных художников, а также рассказывать об иллюстрациях, которые вы сами бы хотели нарисовать к прочитанным произведениям.

Какое время года изображено?

Какие чувства вызвала картина?

Как вы думаете, ребята, почему мы урок начали с беседы об осени?

Откроем маршрутный лист и прочитаем название первого раздела, который мы будем изучать на уроках литературного чтения?

Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

Как вы думаете, почему именно строки А.С. Пушкина взяты для названия раздела об осени?

У каждого из нас свои впечатления об осени. А произведения поэтов и писателей помогают нам пополнить впечатления, сделать нашу речь богаче и выразительней.

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока ответьте на такой вопрос: знаете ли вы, какие звери и птицы населяют леса?

Сегодня мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г. Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у бабушки с дедушкой. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Он много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского, а вот какой это лесной житель вы узнаете, отгадав загадку:

По каким приметам мы можем узнать барсука?

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение слов.

К какому словарю мы с вами обратимся?

Деготь – тёмное, смолистое вещество.

Чёлн – небольшая лодка, выдолбленная из куска дерева.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.

Пуд – устаревшая единица измерения массы русской системы мер.

Как назвать слова близкие по значению? (синонимы)

Такие слова не совсем совпадают по смыслу. Они могут обозначать разные оттенки чувств, например, весёлый, жизнерадостный.

Как вы думаете, какие чувства испытывают к общему знакомому два человека:

Один говорит о нём – хороший человек,

Другой – прекрасный, чудесный, замечательный.

Если затрудняетесь подобрать синонимы к слову, как вы думаете, что вам может помочь в этом вопросе? (словарь-синонимов)

Продолжите ряд синонимов к слову:

Выдумщик – сочинитель, фантазёр

Юркнуть – шмыгнуть, убегать

А зачем нам нужно уметь подбирать синонимы к словам?

Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества и т.д.

Синонимы делают речь более литературной и изящной.

А теперь мы с вами в лесу и с помощью синонимов нам нужно сказать, что мы там увидели, услышали, почувствовали.

Читайте также:  Что можно капать в нос при грудном вскармливании

Подберите синонимы к словам:

Эхо – отголосок, отзвук, отклик

Цвет – краска, окраска, расцветка

Работа на чтение трудных слов:

Откройте учебники на странице 6 и прочитайте название произведения К.Г. Паустовского.

Как называется произведение? («Барсучий нос»)

Начинает чтение первой части учитель, а затем продолжают учащиеся.

О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев,

голубая вода казалась чёрной,

Ершей с глазами, похожими на две маленькие луны

Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово серебристого, холодного цвета.)

Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке? (олицетворение и сравнение)

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Что с чем сравнивает К.Г. Паустовский?

С чем сравнивает воду в озере? (вода казалась чёрной, как дёготь)

Они сверкали, как сказочные японские петухи

С глазами, похожие на две маленькие луны

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Приведите примеры олицетворения.

Шевелились и дрожали низкие звёзды

Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды»? (наверное, шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха)

О чём вы узнали из этой части?

Как мы её озаглавим? (осенняя рыбалка на озере или рыбная ловля на лесном озере)

Самостоятельное чтение второй части рассказа.

Какое произведение мы начали сегодня читать на уроке?

Кто автор этого произведения?

Домашнее задание : читать стр. 4-8, составить план рассказа, выписать из текста сравнения и олицетворения.

Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Олицетворение — художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

вода казалась чёрной, как дёготь

шевелились и дрожали низкие звёзды

они сверкали, как сказочные японские петухи

с глазами, похожие на две маленькие луны

облака, на горы розового снега

морской шум высоких сосен

как пушечный выстрел, ударила щука

Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Цели и задачи урока : определение собственного отношения к прочитанному. Использование различных приёмов выразительного чтения; устный пересказ текста с элементами творчества; словесное рисование произведения.

Предметные: подбирать заголовки к логическим частям произведения, пересказывать текст по составленному плану, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные : находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы.

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

О жизни какого лесного зверька узнали из рассказа К. Паустовского? (барсука)

Как вы думаете, почему автор озаглавил свой рассказ именно так?

Могли бы предложить своё название?

Кто является главным героем рассказа?

Сколько частей в этом рассказе? (5)

О чём говорится в первой части рассказа? (о рыбной ловле)

Как мы озаглавили первую часть? (осенняя рыбалка на лесном озере)

О чём говорится во второй части рассказа? (описывается стоянка у костра)

Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? (чтобы отгонять волков)

Прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя? (Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь.)

Найдите ответ в тексте: Почему он прибежал к костру? (картошка жарилась в сковороде, от неё шёл острый вкусный запах)

Почему мальчику автор уделил много внимания? (мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел, как зверёк лечит нос, без мальчика рассказ был бы не интересен)

Какими словами автор характеризует мальчика? (он всё замечал и рассказывал, выдумщик)

Человек-выдумщик – это хорошо или плохо?

Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком?

Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых….. всё замечал и рассказывал»?

Как мы озаглавим вторую часть? (ужин у костра)

О чём рассказывается в следующей части? (о том, как барсук обжёг свой нос)

Что встревожило охотников, когда они готовили ужин на костре?

Кто первым услышал фырканье зверя? (мальчик)

Прочтите всё, что написано о барсуке в третьей части.

Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? (любопытство, желание отведать неведомого блюда)

Зачитайте отрывок о том, как было больно барсуку. (Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.)

Как повели себя обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли? (они испугались)

Зачитайте, как повели себя обитатели леса и реки. (Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.)

Как удалось Паустовскому избежать повторов слова «Испугались»? (заорали лягушки, всполошились птицы, ударила пудовая щука)

Что значит «пудовая щука»? (пуд – это старинная единица массы, равная 16 кг)

Как вы озаглавили третью часть? (как барсук обжёг нос или зверёк решил поужинать у людей)

Краткий пересказ по опорным словам.

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

— Найдите отрывок к иллюстрации в учебнике.

Придумайте вопросы к этой части.

Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

Прочитайте, как барсук лечил нос.

Что мы можем сказать о барсуке?

Извлёк ли барсук для себя какой-либо урок на будущее?

Как вы думаете, что понял барсучонок, который был рядом с пострадавшим, когда тот лечил свой нос?

О чём говорится в этой части?

Как мы её озаглавим? (барсук лечит свой нос)

Почему автор узнал барсука?

Как мы озаглавим эту часть? (встреча через год)

Опираясь на составленный план, кратко расскажите о случившемся от лица барсука.

Осенняя рыбалка на лесном озере.

О чём было интереснее читать: как барсук обжёг нос или как он его лечил?

Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Какое настроение создалось у вас после прочтения рассказа?

Домашнее задание: пересказ от лица барсука.

Тема урока: Научно-популярная статья «Барсук».

Цели и задачи урока : знакомство со стилистикой научно-популярных текстов, сравнение текстов различных стилей.

Предметные : ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Личностные : понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, понимать важность учения.

Метапредметные : планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Какой автор рассказал нам в своём произведении о лесном жителе? (К.Г. Паустовский)

Как называется это произведение? («Барсучий нос»)

В каком литературном жанре написано это произведение? (рассказ)

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

В рассказе обычно речь идет об одном, но очень важном событии.

Давайте вспомним, какие события произошли в рассказе?

Осенняя рыбалка на лесном озере.

Перескажите эти события от лица барсука.

В каком литературном жанре вы приготовили пересказ? (сказка)

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказка и рассказ во многом похожи. Их сближает чётко обозначенный сюжет, повествовательная манера описания событий, присутствие главных и второстепенных героев, действия которых обусловлены необычной ситуацией. И всё-таки сказку отличают от рассказа по форме и содержанию, определяющим жанровую принадлежность любого литературного произведения.

Рассказ относят к малым эпическим жанрам, объединяющим прозаические произведения, в которых события ограничены узкими пространственно-временными рамками. Сюжет рассказа развивается на основе отдельного эпизода из жизни героя, раскрывающего его характер или определяющего мотивы его поступков. Все описываемые события служат цели подготовить кульминацию – самый важный момент повествования, в котором конфликт произведения достигает максимального напряжения.

В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем.

Композиционные особенности рассказа заключаются в возможности использовать авторскую характеристику персонажей, включать лирические отступления, произвольно выстраивать диалоги и монологи. Это позволяет раскрыть идею произведения и создать объемный, жизненный образ главного героя. Особенности повествовательной техники и приемов определяют авторский стиль.

Сказка строится на основе вымысла, не претендующего на достоверность. Ее содержание – занимательная история с превращениями и чудесными приключениями, которые являются не отдельным эпизодом из жизни героя, а представлены как цепь тесно связанных событий, цель которых – испытание, позволяющее и достичь богатства, чести, славы, вернуть утраченное.

Сюжеты сказок повторяются. Сказочные герои – своеобразные символы, олицетворяющие добро или зло. В народных сказках исследователи выделяют так называемые «бродячие» сюжеты, сходство которых в разных культурах связывают с определенным периодом формирования общественного сознания, которое во всех этнических общностях имеет сходные черты. Сказки – древнейший вид творчества, и даже в современном литературном, авторском изложении они наследуют главные закономерности создания: развитие действия как испытание героя, помощь мистических сил, возврат утерянного, счастливый конец.

Если в рассказе присутствует оригинальная техника повествования, определяющая авторский стиль, то в сказке важным композиционным элементом являются речевые шаблоны – устойчивые обороты и традиционные для устного народного творчества средства художественной выразительности: постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры. Например: долго ли коротко сказка сказывается; жили-были старик со старухой; русским духом пахнет; вина заморские; красна девица; злая мачеха .

В рассказе не бывает большого количества действующих лиц. В сказке, кроме главного персонажа, встречается как минимум три его противника и столько же помощников. В литературной сказке герой может оказаться в ситуации, которая разворачивается в противостояние сил добра и зла, представленных собирательными образами.

Сказки бывают народные и авторские. И народные и авторские сказки делятся на виды: о животных, бытовые, волшебные.

А как вы думаете,рассказы мы можем с вами разделить на виды? На какие?

К какому виду мы можем с вами отнести рассказ К.Г. Паустовского «Барсучий нос»?

Сформулируем тему нашего урока. (рассказы о животных)

Как вы думаете, чему мы можем научиться, читая тексты о животных? (Мы можем узнать о повадках и жизни животных, чем они питаются и т.д.)

А если вспомнить, что у нас с вами урок литературного чтения, ведь о повадках и жизни животных мы можем узнать ещё и на уроке окружающего мира. (Мы можем поучиться определять жанр и специфику текста.)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературном жанром, узнаем, как он называется, выясним особенности жанра и его отличие от других литературных жанров.

Откроем учебники на странице 118 и прочитаем текст, который называется …Барсук.

Что вы узнали о наружности, образе жизни, нравах барсука, его значении для людей?

Какие качества барсука показались вам особенно интересными?

Мы с вами познакомились с двумя текстами: Бориса Сергеева и К.Г. Паустовского, что их объединяет? (общая тема, это авторские произведения)

Чем же эти тексты отличаются друг от друга? (очень похож на научный, но в тоже время содержит элементы художественного текста, например, мы можем определить отношение автора, место и время событий)

Размышляя над различиями двух произведений о барсуке – статьи Бориса Сергеева и рассказа К.Г. Паустовского, обращаем внимание на то, что история барсука включена в сюжет художественного произведения; автор передаёт собственные впечатления и впечатления героев от восприятия животного, барсук наделяется переживаниями, близкими и понятными рассказчику.

А в каком ещё литературном жанре написан этот текст? (научно-популярный)

Предлагаю вернуться к формулировке темы нашего урока, подумайте какие слова, можем мы добавить? (Научно-популярные и художественные тексты о животных)

А теперь прочитайте ещё один текст про барсука, самостоятельно на странице 119.

Сравните текст Бориса Сергеева и справочную статью.

Первая статья о барсуке – научно-популярная, в ней научные сведения даются в понятном, простом, общедоступном изложении. Вторая статья – справочная.

Чем отличается справочная статья от научно-популярной?

Учащиеся указывают, что в научно-популярной статье чувствуется отношение автора к животному.

Какими словами автор передаёт своё отношение к барсуку?

Барсука одолевают «взбешённые» шмели

Барсуку становится «невмоготу»

Барсучат выносят «позагорать»

Справочная статья даёт лишь сухую информацию.

О каких литературных жанрах мы сегодня говорили на уроке?

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Сегодня на уроке мне было интересно…

Домашнее задание : выучить наизусть 3-4 предложения из текста К.Г. Паустовского.

источник

конспект урока по литературному чтению К. Паустовский «Барсучий нос» (3 урока)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 3 класс К. Паустовский «Барсучий нос»»

Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Цели и задачи урока: знакомство с понятием «синоним». Использование словаря синонимов. Подбор синонимов к предложенным словам и словосочетаниям. Наблюдение за авторской позицией, выделение способов выражения.

Предметные: определять способы выражения авторской позиции, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы.

Читайте также:  Что можно капать в нос грудному ребенку

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Сегодня мы с вами начинаем знакомство с новым учебником литературного чтения, автором которого является Элла Эльхановна Кац.

В этой книге вы прочитаете произведения, написанные уже известными вам авторами, а также познакомитесь с новыми.

Учебник поможет вам лучше понимать, как писатели выражают своё отношение к героям, о которых рассказывают.

Размышляя над литературными произведениями, вы научитесь внимательно вглядываться в мир природы, определять своё отношение к людям, оценивать их поступки.

Мы будем читать научно-популярные статьи о животных, растениях, явлениях природы. Научитесь различать научно-популярные и художественные тексты.

Будем сочинять рассказы и сказки, размышлять над репродукциями картин известных художников, а также рассказывать об иллюстрациях, которые вы сами бы хотели нарисовать к прочитанным произведениям.

Какое время года изображено?

Какие чувства вызвала картина?

Как вы думаете, ребята, почему мы урок начали с беседы об осени?

Откроем маршрутный лист и прочитаем название первого раздела, который мы будем изучать на уроках литературного чтения?

Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

Как вы думаете, почему именно строки А.С. Пушкина взяты для названия раздела об осени?

У каждого из нас свои впечатления об осени. А произведения поэтов и писателей помогают нам пополнить впечатления, сделать нашу речь богаче и выразительней.

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока ответьте на такой вопрос: знаете ли вы, какие звери и птицы населяют леса?

Сегодня мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г. Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у бабушки с дедушкой. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Он много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского, а вот какой это лесной житель вы узнаете, отгадав загадку:

По каким приметам мы можем узнать барсука?

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение слов.

К какому словарю мы с вами обратимся?

Деготь – тёмное, смолистое вещество.

Чёлн – небольшая лодка, выдолбленная из куска дерева.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.

Пуд – устаревшая единица измерения массы русской системы мер.

Как назвать слова близкие по значению? (синонимы)

Такие слова не совсем совпадают по смыслу. Они могут обозначать разные оттенки чувств, например, весёлый, жизнерадостный.

Как вы думаете, какие чувства испытывают к общему знакомому два человека:

Один говорит о нём – хороший человек,

Другой – прекрасный, чудесный, замечательный.

Если затрудняетесь подобрать синонимы к слову, как вы думаете, что вам может помочь в этом вопросе? (словарь-синонимов)

Продолжите ряд синонимов к слову:

Выдумщик – сочинитель, фантазёр

Юркнуть – шмыгнуть, убегать

А зачем нам нужно уметь подбирать синонимы к словам?

Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества и т.д.

Синонимы делают речь более литературной и изящной.

А теперь мы с вами в лесу и с помощью синонимов нам нужно сказать, что мы там увидели, услышали, почувствовали.

Подберите синонимы к словам:

Эхо – отголосок, отзвук, отклик

Цвет – краска, окраска, расцветка

Работа на чтение трудных слов:

Откройте учебники на странице 6 и прочитайте название произведения К.Г. Паустовского.

Как называется произведение? («Барсучий нос»)

Начинает чтение первой части учитель, а затем продолжают учащиеся.

О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев,

голубая вода казалась чёрной,

Ершей с глазами, похожими на две маленькие луны

Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово серебристого, холодного цвета.)

Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке? (олицетворение и сравнение)

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Что с чем сравнивает К.Г. Паустовский?

С чем сравнивает воду в озере? (вода казалась чёрной, как дёготь)

Они сверкали, как сказочные японские петухи

С глазами, похожие на две маленькие луны

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Приведите примеры олицетворения.

Шевелились и дрожали низкие звёзды

Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды»? (наверное, шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха)

О чём вы узнали из этой части?

Как мы её озаглавим? (осенняя рыбалка на озере или рыбная ловля на лесном озере)

Самостоятельное чтение второй части рассказа.

Какое произведение мы начали сегодня читать на уроке?

Кто автор этого произведения?

Домашнее задание: читать стр. 4-8, составить план рассказа, выписать из текста сравнения и олицетворения.

Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Олицетворение — художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

вода казалась чёрной, как дёготь

шевелились и дрожали низкие звёзды

они сверкали, как сказочные японские петухи

с глазами, похожие на две маленькие луны

облака, на горы розового снега

морской шум высоких сосен

как пушечный выстрел, ударила щука

Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Цели и задачи урока: определение собственного отношения к прочитанному. Использование различных приёмов выразительного чтения; устный пересказ текста с элементами творчества; словесное рисование произведения.

Предметные:подбирать заголовки к логическим частям произведения, пересказывать текст по составленному плану, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: находить и выделять нужную информацию в тексте, контролировать правильность выполнения работы.

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

О жизни какого лесного зверька узнали из рассказа К. Паустовского? (барсука)

Как вы думаете, почему автор озаглавил свой рассказ именно так?

Могли бы предложить своё название?

Кто является главным героем рассказа?

Сколько частей в этом рассказе? (5)

О чём говорится в первой части рассказа? (о рыбной ловле)

Как мы озаглавили первую часть? (осенняя рыбалка на лесном озере)

О чём говорится во второй части рассказа? (описывается стоянка у костра)

Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? (чтобы отгонять волков)

Прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя? (Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь.)

Найдите ответ в тексте: Почему он прибежал к костру? (картошка жарилась в сковороде, от неё шёл острый вкусный запах)

Почему мальчику автор уделил много внимания? (мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел, как зверёк лечит нос, без мальчика рассказ был бы не интересен)

Какими словами автор характеризует мальчика? (он всё замечал и рассказывал, выдумщик)

Человек-выдумщик – это хорошо или плохо?

Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком?

Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых….. всё замечал и рассказывал»?

Как мы озаглавим вторую часть? (ужин у костра)

О чём рассказывается в следующей части? (о том, как барсук обжёг свой нос)

Что встревожило охотников, когда они готовили ужин на костре?

Кто первым услышал фырканье зверя? (мальчик)

Прочтите всё, что написано о барсуке в третьей части.

Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? (любопытство, желание отведать неведомого блюда)

Зачитайте отрывок о том, как было больно барсуку. (Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.)

Как повели себя обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли? (они испугались)

Зачитайте, как повели себя обитатели леса и реки. (Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.)

Как удалось Паустовскому избежать повторов слова «Испугались»? (заорали лягушки, всполошились птицы, ударила пудовая щука)

Что значит «пудовая щука»? (пуд – это старинная единица массы, равная 16 кг)

Как вы озаглавили третью часть? (как барсук обжёг нос или зверёк решил поужинать у людей)

Краткий пересказ по опорным словам.

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

— Найдите отрывок к иллюстрации в учебнике.

Придумайте вопросы к этой части.

Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

Прочитайте, как барсук лечил нос.

Что мы можем сказать о барсуке?

Извлёк ли барсук для себя какой-либо урок на будущее?

Как вы думаете, что понял барсучонок, который был рядом с пострадавшим, когда тот лечил свой нос?

О чём говорится в этой части?

Как мы её озаглавим? (барсук лечит свой нос)

Почему автор узнал барсука?

Как мы озаглавим эту часть? (встреча через год)

Опираясь на составленный план, кратко расскажите о случившемся от лица барсука.

Осенняя рыбалка на лесном озере.

О чём было интереснее читать: как барсук обжёг нос или как он его лечил?

Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Какое настроение создалось у вас после прочтения рассказа?

Домашнее задание: пересказ от лица барсука.

Тема урока: Научно-популярная статья «Барсук».

Цели и задачи урока: знакомство со стилистикой научно-популярных текстов, сравнение текстов различных стилей.

Предметные: ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, понимать важность учения.

Метапредметные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Какой автор рассказал нам в своём произведении о лесном жителе? (К.Г. Паустовский)

Как называется это произведение? («Барсучий нос»)

В каком литературном жанре написано это произведение? (рассказ)

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

В рассказе обычно речь идет об одном, но очень важном событии.

Давайте вспомним, какие события произошли в рассказе?

Осенняя рыбалка на лесном озере.

Перескажите эти события от лица барсука.

В каком литературном жанре вы приготовили пересказ? (сказка)

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказка и рассказ во многом похожи. Их сближает чётко обозначенный сюжет, повествовательная манера описания событий, присутствие главных и второстепенных героев, действия которых обусловлены необычной ситуацией. И всё-таки сказку отличают от рассказа по форме и содержанию, определяющим жанровую принадлежность любого литературного произведения.

Рассказ относят к малым эпическим жанрам, объединяющим прозаические произведения, в которых события ограничены узкими пространственно-временными рамками. Сюжет рассказа развивается на основе отдельного эпизода из жизни героя, раскрывающего его характер или определяющего мотивы его поступков. Все описываемые события служат цели подготовить кульминацию – самый важный момент повествования, в котором конфликт произведения достигает максимального напряжения.

В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем.

Композиционные особенности рассказа заключаются в возможности использовать авторскую характеристику персонажей, включать лирические отступления, произвольно выстраивать диалоги и монологи. Это позволяет раскрыть идею произведения и создать объемный, жизненный образ главного героя. Особенности повествовательной техники и приемов определяют авторский стиль.

Сказка строится на основе вымысла, не претендующего на достоверность. Ее содержание – занимательная история с превращениями и чудесными приключениями, которые являются не отдельным эпизодом из жизни героя, а представлены как цепь тесно связанных событий, цель которых – испытание, позволяющее и достичь богатства, чести, славы, вернуть утраченное.

Сюжеты сказок повторяются. Сказочные герои – своеобразные символы, олицетворяющие добро или зло. В народных сказках исследователи выделяют так называемые «бродячие» сюжеты, сходство которых в разных культурах связывают с определенным периодом формирования общественного сознания, которое во всех этнических общностях имеет сходные черты. Сказки – древнейший вид творчества, и даже в современном литературном, авторском изложении они наследуют главные закономерности создания: развитие действия как испытание героя, помощь мистических сил, возврат утерянного, счастливый конец.

Читайте также:  Что означает фразеологизм остаться с носом

Если в рассказе присутствует оригинальная техника повествования, определяющая авторский стиль, то в сказке важным композиционным элементом являются речевые шаблоны – устойчивые обороты и традиционные для устного народного творчества средства художественной выразительности: постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры. Например: долго ли коротко сказка сказывается; жили-были старик со старухой; русским духом пахнет; вина заморские; красна девица; злая мачеха.

В рассказе не бывает большого количества действующих лиц. В сказке, кроме главного персонажа, встречается как минимум три его противника и столько же помощников. В литературной сказке герой может оказаться в ситуации, которая разворачивается в противостояние сил добра и зла, представленных собирательными образами.

Сказки бывают народные и авторские. И народные и авторские сказки делятся на виды: о животных, бытовые, волшебные.

А как вы думаете,рассказы мы можем с вами разделить на виды? На какие?

К какому виду мы можем с вами отнести рассказ К.Г. Паустовского «Барсучий нос»?

Сформулируем тему нашего урока. (рассказы о животных)

Как вы думаете, чему мы можем научиться, читая тексты о животных? (Мы можем узнать о повадках и жизни животных, чем они питаются и т.д.)

А если вспомнить, что у нас с вами урок литературного чтения, ведь о повадках и жизни животных мы можем узнать ещё и на уроке окружающего мира. (Мы можем поучиться определять жанр и специфику текста.)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературном жанром, узнаем, как он называется, выясним особенности жанра и его отличие от других литературных жанров.

Откроем учебники на странице 118 и прочитаем текст, который называется …Барсук.

Что вы узнали о наружности, образе жизни, нравах барсука, его значении для людей?

Какие качества барсука показались вам особенно интересными?

Мы с вами познакомились с двумя текстами: Бориса Сергеева и К.Г. Паустовского, что их объединяет? (общая тема, это авторские произведения)

Чем же эти тексты отличаются друг от друга? (очень похож на научный, но в тоже время содержит элементы художественного текста, например, мы можем определить отношение автора, место и время событий)

Размышляя над различиями двух произведений о барсуке – статьи Бориса Сергеева и рассказа К.Г. Паустовского, обращаем внимание на то, что история барсука включена в сюжет художественного произведения; автор передаёт собственные впечатления и впечатления героев от восприятия животного, барсук наделяется переживаниями, близкими и понятными рассказчику.

А в каком ещё литературном жанре написан этот текст? (научно-популярный)

Предлагаю вернуться к формулировке темы нашего урока, подумайте какие слова, можем мы добавить? (Научно-популярные и художественные тексты о животных)

А теперь прочитайте ещё один текст про барсука, самостоятельно на странице 119.

Сравните текст Бориса Сергеева и справочную статью.

Первая статья о барсуке – научно-популярная, в ней научные сведения даются в понятном, простом, общедоступном изложении. Вторая статья – справочная.

Чем отличается справочная статья от научно-популярной?

Учащиеся указывают, что в научно-популярной статье чувствуется отношение автора к животному.

Какими словами автор передаёт своё отношение к барсуку?

Барсука одолевают «взбешённые» шмели

Барсуку становится «невмоготу»

Барсучат выносят «позагорать»

Справочная статья даёт лишь сухую информацию.

О каких литературных жанрах мы сегодня говорили на уроке?

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Сегодня на уроке мне было интересно…

Домашнее задание: выучить наизусть 3-4 предложения из текста К.Г. Паустовского.

источник

Тема: К.Г.Паустовский « Барсучий нос»
Цели:
Формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского «Барсучий нос».
Развивать умения работать с текстом; умения критически мыслить и творческие способности учащихся.
Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность и любовь к природе.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самопределение, смыслообразование- установление связи между целью УД и нё мотивом, нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающий личностный моральный выбор.)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция формирование способности к организации своей деятельности )Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
Коммуникативные действия: ( постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.)
Оборудование: презентация, корзина «идей».
ХОД УРОКА
I Орг.момент
Ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения! Давайте улыбнемся друг другу и с прекрасным настроением отправимся навстречу новым знаниям и впечатлениям.
II Стадия вызова
Введение в тему
Сегодня мы открываем новый интересный раздел большой страны Литературии. Но откроет нам его название замечательное стихотворение. (ученик читает стихотворение о природе)
Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветут,Ландыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо.Береги свою планету –Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
— О чем это стихотворение?
— Прочитайте название раздела. ( Люби всё живое)
слайд. 1
— Что авторы хотели сказать нам этим названием?
( Люби живое – это значит береги всё живое, растения, животных. Авторы обращаются к нам с призывом: «Люби все живое!». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, к животным, берегли и охраняли их)- Вспомните, какие произведения о животных вы читали?
Природа – это наш дом. Дверь в него всегда открыта. Как прекрасен этот удивительный мир!
Много интересного в природе. Нужно только уметь смотреть, наблюдать, быть добрым. И одним из таких людей был писатель К.Г.Паустовский.
Слайд. 2
3. Подготовка к восприятию произведения.
1) Знакомство с биографией писателя, с его портретом. Слайд 2.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В семье было еще два брата и сестра. Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место.
После Москвы они жили в Киев, Пскове.
К.Г.Паустовский переменил много профессий: он был кондуктором трамвая, рабочим на заводе, простым рыбаком, санитаром в Первую мировую войну. В гражданскую войну воевал в Красной Армии. В Великой Отечественной войне он был военным корреспондентом.
-За свою писательскую деятельность он побывал во многих уголках нашей необъятной страны. Особенно он горячо полюбил Мещеру. Там было все, что привлекало его: глухие леса, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы…
Писатель обязан Мещере многими своими рассказами. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное, быть добрым и честным.
Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки. Писатель награжден орденом Ленина.
Всю свою любовь писатель посвятил трем темам: людям, природе, искусству
Много произведений было написано для детей:
Это «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос».
Сегодня мы познакомимся с одним из лесных жителей из рассказа Паустовского
Роет норы он умелоЗнает, любит это дело.Потому кроту и друг,А зовут его …(Барсук)
Сообщение о барсуке. (рассказ одного ребенка)
Слайд. 3
2.Прием « Корзина идей»
Рассказ с которым мы познакомимся называется «Барсучий нос»
О чем может быть рассказ с таким названием?
III Стадия осмысления
Словарная работа ( на слайде)
Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.
Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.
Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.
Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.
Чтение 1 части
— О каких приметах осенней природы рассказывает автор?
— Почему они не могли ловить рыбу на берегу?
-Почему день и ночь напролет жгли костер?
— Какую рыбу ловили рыбаки?
-Что с чем сравнивает автор? (воду с дегтем, разноцветных окуней со сказочными японскими петухами, глаза ершей с маленькими лунами, зубы щуки с иглами)
— О чем мы узнали из этой части?
— Как можно ее озаглавить? ( Осенняя рыбалка у озера)
Чтение 2 части ( по цепочке)
— Кто еще был с путешественниками в лесу?
— Как его называет Паустовский?
— Как автор относится к нему, прочитайте из текста
— Как вы думаете, человек выдумщик: это хорошо или плохо?
— Как мы назовем 2 часть? ( Ужин у костра)
Чтение 3 части
Чтение до слов: … внимательно на меня посмотрел…
— Что могло произойти дальше?
— Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
— Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать характер барсука?
— Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.
— Как повели себя другие обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли? (прочитайте)
— Как озаглавим 3 часть? ( Зверек решил поужинать у людей)
ФизминуткаЧтение 4 части рассказа
-Кто первым увидел, что барсук лечит свой нос?
— Как это характеризует мальчика?
— Как назовем эту часть рассказа? (Барсук лечит свой нос)
Чтение 5 части
-Как вы думаете чем могла завершиться эта история?
— Почему автор узнал барсука?
-Как озаглавим эту часть? (Встреча через год)
I VРефлексия
— Понравился вам рассказ?
— Что особенно вам запомнилось?
– Какова главная мысль рассказа?
— Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Наш урок подходит к концу. Очень хочется узнать, понравилось ли вам работать на уроке? Своё мнение я попрошу вас выразить с помощью «рыбок», которые лежат у вас на парте. Если вам было интересно, и вы открыли для себя что-то новое, то поднимите «большую рыбку»; если вам было скучно, неинтересно на уроке, и вы ничего нового не узнали, то поднимите «маленькую рыбку».
А завершить наш урок я хочу словами
К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить».
V. д.з.
прочитать и подготовить пересказ от лица барсука

  • paustovskiy_barsuchiy_nos
    Размер файла: 24 kB Загрузок: 1

источник

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Паустовский К., рассказ «Барсучий нос»

Главные герои рассказа «Барсучий нос» и их характеристика

  1. Рыбак-рассказчик. Знаток природы, наблюдатель.
  2. Мальчик. Выдумщик и фантазер, внимательный и наблюдательный.
  3. Барсук. Неосторожный, любопытный, надменный.

План пересказа рассказа «Барсучий нос»

  1. Рыбалка на озере
  2. Красивая осень
  3. Костер
  4. Фантазии мальчика
  5. Жареная картошка
  6. Любопытный барсук
  7. Обожженный нос
  8. Бегство
  9. Трухлявый пень
  10. Слезы боли
  11. Новая встреча с барсуком.

Кратчайшее содержание рассказа «Барсучий нос» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Рыбаки ловили рыбу на озере и жгли костер, чтобы отпугнуть волков.
  2. С ними был мальчик, который любил рассказывать невероятные истории про зверей.
  3. Он первым заметил любопытного барсука, которому хотелось жареной картошки.
  4. Барсук сунул нос в сковороду и с визгом убежал.
  5. Мальчик показал, как барсук лечит нос в трухлявом пне, и плачет от боли.
  6. На следующее лето автор встретил барсука со шрамом на носу.

Главная мысль рассказа «Барсучий нос»
Никогда нельзя забывать об осторожности, как бы любопытно не было.

Чему учит рассказ «Барсучий нос»
Рассказ учит не быть слишком любопытным, учит не совать свой нос куда не надо, учит быть внимательным и осторожным. Учит любить природу, любить животных, бережно к ним относиться. Учит сочувствовать всему живому.

Отзыв на рассказ «Барсучий нос»
Мне очень понравился этот рассказ, хотя мне до слез было жаль несчастного барсука. Он был таким милым, так очаровательно плевался и чихал, ругался на людей, которые пришли к нему домой и шумели. Но барсука подвело любопытство и торопливость. Поэтому он сильно обжегся. К счастью он скоро поправился.

Пословицы к рассказу «Барсучий нос»
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Поспешишь — людей насмешишь.
Где спех, там и смех.
Скорость нужна, а поспешность вредна.
Стреляного воробья на мякине не проведешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Барсучий нос»:
Рыбаки ловили рыбу на лесном озере. Стояла осень и озеро покрывали опавшие листья. Приходилось плыть на середину озера на челне и там забрасывать удочки. Рыбаки ловили окуньков, плотву, щуку.
Целый день они жгли костер, чтобы отпугивать волков. Волки выли на другом берегу озера, но к костру не подходили.
Однажды в кустах вокруг костра послышались сопение и шелест. Там бродил какой-то зверь, видимо привлеченный запахом жарящейся картошки.
С рыбаками был мальчик девяти лет, который хорошо переносил ночевки и холод, но очень любил придумывать разные истории. Он рассказывал про переправу муравьев, про разговоры рыб, и взрослые рыбаки делали вид, что верят ему, потому что им нравились эти рассказы.
Мальчик первый услышал подозрительный шорох и рассказал остальным. Все притихли. Через полчаса из кустов показался черный блестящий нос, а потом на поляну вышел барсук. Он посмотрел на рыбаков и брезгливо сморщился. Потом потрусил прямо к сковородке. Один рыбак хотел предупредить барсука, но опоздал, и зверь уже сунул нос в сковородку.
Сразу запахло паленой шерстью, а барсук взвизгнул и бросился обратно. Он плевался и ругался от боли и негодования.
Утром мальчик рассказал рыбакам, что видел как барсук лечит свой нос, но рыбаки не поверили ему.
А потом мальчик повел рыбака в лес, чтобы показать барсука. Рыбак увидел гнилой сосновый пень у которого стоял барсук. Барсук расковырял пень и сунул обожженный нос в труху. Рядом с ним бегал маленький барсук и беспокойно толкал большого барсука носом в живот.
Потом барсук сел и заплакал. Он смотрел на рыбаков и облизывал свой несчастный нос. Он словно просил помощи, но рыбаки ничем не могли ему помочь.
Через год рыбак снова встретил барсука на берегу озера. У него был шрам на носу и он сердито чихнул в сторону рыбака, а потом спрятался.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Барсучий нос»

источник