Меню Рубрики

Особенности сестринского процесса при пневмонии

Диспансерное наблюдение

Диспансерное наблюдение осуществляется врачом-педиатром детской поликлиники в течение 1 года после перенесенной пневмонии. Проводится противорецидивное лечение, санация очагов хронической инфекции (2 раза в год), освобождение от профилактических прививок до 2-6 месяцев. При необходимости консультируют пульмонолог, отоларинголог и т.д.

Возможные проблемы пациента:

· Неэффективное дыхание из-за гипоксии.

· Дефицит жидкости из-за лихорадки, гипервентиляции легких.

· Нарушение питания из-за интоксикации, кашля.

· Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания.

· Нарушение познавательной деятельности и игровой активности.

· Тяжелая реакция на госпитализацию.

· Страх перед манипуляциями.

Возможные проблемы родителей:

· Чувство тревоги, страх за исход заболевания.

· Изменение стереотипа жизни в семье.

· Дефицит знаний о заболевании и уходе.

· Неадекватная оценка состояния ребенка.

1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах развития заболевания, клинических проявлениях, особенностях его течения, профилактике и методах лечения, возможных осложнениях.

2. При тяжелом течении пневмонии, при развитии осложнений убедить родителей в необходимости госпитализации ребенка для оказания квалифицированной медицинской помощи и проведения эффективного комплексного лечения, для обеспечения благополучного исхода заболевания. Оказать помощь при госпитализации ребенка.

3. Создать для ребенка обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, избегать громких звуков, яркого света, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.

4. Создать оптимальный микроклимат в помещении, проветривать в любое время года до 5-6 раз в сутки, увлажнять воздух, поддерживать Т о воздуха в пределах 18-20 о С, для новорожденных – 23-24 о С.

5. На период лихорадки обеспечить ребенку постельный режим, возвышенное положение в постели. Грудного ребенка чаще брать на руки, менять положение в постели, поворачивать с одного бока на другой для предупреждения застойных явлений в легких. По мере улучшения состояния режим постепенно расширяется, но он должен оставаться щадящим с пролонгированным сном.

6. По мере улучшения состояния рекомендуется проводить дозированные прогулки на свежем воздухе с 10-15 минут.

7. Постоянно осуществлять мониторинг жизненно важных функций и документирование сестринского процесса: состояние, ЧСС, ЧДД, АД, цвет кожных покровов, наличие и характер кашля, мокроты, срыгивания, рвоты, характер дыхания, термометрия 2-4 раза в сутки, учет объема и состава получаемой жидкости и суточный диурез и т.д.

8. Своевременно осуществлять медикаментозную терапия, оценивать ее эффективность, сообщать врачу о побочных действиях препаратов.

9. Проводить оксигенотерапию увлажненным теплым кислородом по показаниям.

10. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его возрастными потребностями, за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко снижен и угнетена ферментативная функция пищеварительных желез.

11. Перед началом каждого кормления проводить санацию дыхательных путей (отсасывать слизь, закапывать физиологический раствор).

12. Обеспечить адекватный питьевой режим, при тяжелом течении пневмонии проводить оральную регидратацию или дезинтоксикационную терапию парентерально.

13. Помочь родителям правильно оценивать состояние ребенка, поддерживать их на всех стадиях заболевания, дать возможность выражать свои сомнения и тревоги.

14. Обучить родителей эффективным методам разжижения мокроты (прием теплого молока пополам с Боржоми, настои и отвары отхаркивающих трав, соляно-щелочные ингаляции).

15. Научить родителей приемам постурального дренажа, вибрационного массажа и дренажным упражнениям для улучшения отхождения мокроты и восстановления функции дыхательной системы.

16. Посоветовать родителям в периоде реконвалесценции осуществлять профилактику воспалительных заболеваний дыхательных путей: избегать контакта с больными детьми и взрослыми, рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков, ограничить посещение общественных мест, продолжить занятия ЛФК, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, своевременно санировать хронические очаги инфекции.

17. Убедить родителей в необходимости диспансерного наблюдения за ребенком врачом-педиатром, по показаниям – пульмонологом и отоларингологом.

Бронхиальная астма— это хроническое заболевание, проявляющееся повторными эпизодами свистящего кашля, затрудненного дыхания и заложенности в груди.

Бронхиальная астма является одним из распространенных забо­леваний детского возраста. За последние 20 лет число детей с астмой увеличилось в 3 раза. Чаще бронхиальная астма реги­стрируется в районах с повышенной влажностью воздуха и в крупных городах с высоко развитой промышленностью (в том числе в Санкт-Петербурге).

Частота заболеваний астмой в Российской Федерации составляет 4-9 случаев на 1000 детей. У 80-90% детей пер­вый приступ развивается в возрасте до 5-ти лет. Мальчики до 10-ти летного возраста болеют в 2 раза чаще, чем девочки, с увеличением возраста, это соотношение выравнивается. Примерно у 40% взрослых людей, больных бронхиальной астмой, заболевание началось в детском возрасте.

Причины и факторы развития бронхиальной астмы:

· Пищевые аллергены (коровье молоко, рыба, цитрусовые, шоколад, клубника).

· Лекарственные аллергены (ацетилсалициловая кислота, антибиотики, витамины и т.д.)

· Аллергены клещей домашней пыли (присутствующие в постельном белье, коврах, подушках, в мягкой мебели, книгах).

· Аллергены шерсти животных, тараканов, пыльцы растений, плесени.

· Резкие перепады температур, атмосферного давления и т.д. (метеофакторы)

· Неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение атмосферы выхлопными газами, химическими и производственными отходами и т.д.)

· Психические и физические перегрузки.

Механизм патологического процесса:

Хроническое воспаление дыхательных путей приводит к их повышенной чувствительности, нарушению проходимо­сти и ограничению воздушного потока за счет спазма бронхов, скопления слизи и воспалительного отека, в ответ на воздействие различных факторов риска. Обострения астмы возникают эпизодически, при этом воспаление дыхательных путей поддерживается постоянно. Приступы бронхиальной астмы могут угрожать жизни ре­бенка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8460 — | 7349 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Пневмония – это заболевание, которое характеризуется поражением легочной ткани. Существует несколько видов воспаления легких, но все они требуют комплексного подхода в лечении. Необходимые лекарства и физиотерапевтические процедуры назначаются врачом. Сестринский персонал контролирует выполнение предписаний врача и обеспечивает пациенту лучшие условия для выздоровления.

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях. Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий. Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года. В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха. Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим. Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии. Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета. Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором. При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Читайте также:  Доктор комаровский пневмония у детей видео

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день. Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции. Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

источник

Общая характеристика острой пневмонии. Анализ причин, клинической картины, лечения и профилактики крупозной пневмонии. Причины, клиническая картина, лечение и профилактика очаговой пневмонии. Характеристика этапов сестринского процесса при пневмонии.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АмИЖТ — филиал ДВГУПС в г.Свободном

Факультет СПО — медицинское училище

Отделение повышения квалификации

Цикл: «Сестринское дело в терапии»

АмИЖТ — филиал ДВГУПС в г.Свободном

Факультет СПО — Свободненское медицинское училище

Отделение повышения квалификации

1. Крупозная пневмония: причины, клиническая картина, лечение и профилактика

2. Очаговая пневмония: Причины, клиническая картина, лечение и профилактика

3. Сестринский процесс при пневмонии

Пневмония — острое воспаление легких, возникающее самостоятельно или как осложнение других заболеваний, объединяющее группу различных по этиологии и патогенезу воспалительных (чаще инфекционных) процессов, локализующихся в бронхиолах, альвеолах и распространяющихся на интерстициальную ткань с вовлечением сосудистой системы легких.

Острая пневмония занимает значительное место среди всех заболеваний внутренних органов. На заболеваемость пневмонией известное влияние оказывает время года: частота ее нарастает в январе — марте и уменьшается в апреле — октябре. Заболеваемость повышается также во время вспышек гриппа и сезонных респираторных вирусных инфекций. Заболевают чаще мужчины; у детей и в старческом возрасте пневмония протекает особенно тяжело.

В развитии пневмонии основную роль играет инфекция: бактериальная, вирусная, реже грибковая. В зависимости от распространенности процесса различают пневмонию, поражающую долю, — это крупозная, или плевропневмония, и поражающую ограниченный участок (дольку), — это очаговая, или бронхопневмония. Очаги воспаления могут быть единичными и множественными; возможно их слияние (сливная пневмония); они могут локализоваться одновременно и в разных участках обоих легких, преимущественно в нижних отделах.

1. Крупозная пневмония: причины, клиническая картина, лечение и профилактика

Крупозная пневмония — это острый воспалительный процесс, захватывающий всю долю легкого или ее значительную часть; характеризуется определенной цикличностью патоморфологических изменений и стадийностью клинического течения.

В последнее время крупозная пневмония в типичной форме встречается редко, но по-прежнему отличается клиническим течением.

Возбудителем чаще всего является особый пневмококк (Френкеля — Вексельбаума), реже другая бактериальная флора: палочка Фридлендера, стрептококк, стафилококк и пр.

Наиболее часто крупозной пневмонией болеют люди ослабленные, подверженные различного характера вредным воздействиям. Сердечная недостаточность с нарушением кровообращения в малом круге, острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей, авитаминозы и пр. служат факторами, способствующими ее развитию. В качестве предрасполагающих моментов большое значение имеют резкие колебания температуры окружающего воздуха, переохлаждение.

Типичная картина крупозной пневмонии характеризуется острым началом: потрясающий озноб, сильная головная боль, повышение температуры тела до 39-40°С. Уже во время озноба или вскоре после него начинает беспокоить ноющая боль в грудной клетке, усиливающаяся при вдохе и кашле. Обычно, но не всегда такая боль локализуется в нижних отделах. Особо следует помнить, что боль не всегда соответствует локализации процесса. Иногда при нижнедолевой пневмонии боль возникает в области живота, симулируя острый аппендицит, приступ желчнокаменной или почечной колики. Рано присоединяется одышка. Кашель в начале сухой, а через 1-2 дня появляется кровянистая («ржавая») мокрота.

При общем осмотре в этой стадии — стадии начала заболевания — отмечается гиперемия щек (румянец), более выраженная на стороне поражения; нередко на губах и крыльях носа можно заметить высыпания — герпес. При дыхании отмечается отставание пораженной половины грудной клетки, выслушиваются ослабленное везикулярное дыхание и так называемая начальная крепитация. Перкуторный звук над пораженной долей имеет тимпанический оттенок, так как в альвеолах имеются одновременно и воздух, и жидкость.

Во второй стадии — стадии развития заболевания — альвеолы заполняются экссудатом и свернувшимся фибрином, в результате чего легкое уплотняется. С этого момента нарастает тупость над пораженным участком легких, а при аускультации выслушивается бронхиальное дыхание. Общее состояние больного тяжелое, что объясняется не только размерами выключенной из дыхания части легкого, но и выраженными явлениями интоксикации. Наблюдаются учащенное поверхностное дыхание (до 30-40 в минуту), сердцебиение (100-200 в минуту), может снижаться артериальное давление. Аппетит у больного падает или исчезает вследствие высокой температуры тела и общего тяжелого состояния. Язык сухой и обложен серым налетом. Кишечник функционирует вяло, обычно бывает запор.

Страдает нервная система: нарушается сон, в тяжелых случаях могут появиться галлюцинации и бред, особенно у лиц, страдающих алкоголизмом. Больной испытывает страх, желание куда-то бежать, может выпрыгнуть в окно. Дежурный персонал должен бдительно следить за таким больным.

После кризиса состояние больного улучшается, он начинает быстро поправляться. Начинается заключительная стадия течения крупозной пневмонии — стадия разрешения. Увеличивается количество мокроты. Разжижается экссудат, воздух снова начинает проникать в альвеолы, вследствие чего притупление перкуторного звука уменьшается, появляется тимпанический оттенок его. Бронхиальное дыхание ослабевает, вновь начинает выслушиваться крепитация. Если в процесс вовлекается плевра (у 1/4 больных), то выслушивается шум трения плевры. Плеврит при крупозной пневмонии, леченной антибиотиками, протекает легче, не приводит к нагноительным процессам. Осложнения крупозной пневмонии в настоящее время встречаются редко, хотя не исключается развитие миокардита, очагового нефрита и менингита при тяжелом течении заболевания.

Такая же стадийность отмечается в рентгенологических изменениях в легких: вначале усиление легочного рисунка, затем появление очагов затемнения, которые сливаются, и образовавшаяся тень обычно соответствует доле легкого. Восстановление нормальной прозрачности легких происходит постепенно и длится до 2-3 нед.

Больных крупозной пневмонией следует госпитализировать. Назначают строгий постельный режим. Помещение, где находится больной, должно проветриваться и быть теплым. Больному показана щадящая диета с достаточным количеством витаминов. Пища должна быть полужидкой, питательной. В первые дни болезни, когда обеспечивается строгое наблюдение дежурного персонала за больным, его кормят. Кормить больного нужно понемногу и чаще, чем обычно. Полезно обильное питье: клюквенный морс, фруктовые соки, чай с лимоном, минеральные воды.

С первых часов заболевания больному проводят антибактериальную терапию антибиотиками или сульфаниламидами; назначают сосудистые средства: кофеин, камфору; при сердечной недостаточности — строфантин, препараты дигиталиса.

Из антибиотиков прежде всего показан бензилпенициллин. Препарат вводят внутримышечно в суточной дозе 2000000-3000000 ЕД в 4-6 приемов. Эффективны полусинтетические пенициллины: ампициллин, оксациллин, ампиокс; при непереносимости пенициллина — препараты из группы цефалоспоринов (кефзол, цепорин и др. по 2 г в сутки в 2 приема).

Из сульфаниламидных препаратов лучше назначать пролонгированные средства (сульфадиметоксин) или комбинированные (бисептол). Падение температуры тела до нормальной не является основанием для отмены антибактериальной терапии. Необходим рентгенологический контроль.

Положительное воздействие оказывает кислородная терапия с помощью специальной маски, кислородной палатки. Из симптоматических средств применяют при сильном кашле в начале заболевания кодеин, в период разрешения пневмонии — отхаркивающие средства (термопсис, ипекакуана, обильное щелочное питье и др.). Хорошо действуют горчичники и банки. Во избежание раздражения после банок и горчичников необходимо насухо вытереть кожу и сделать легкий массаж.

Необходимо постоянное наблюдение за больным в первые два периода заболевания. Для профилактики поражения полости рта следует протирать десны, слизистые оболочки неба, щек, языка 2% раствором гидрокарбоната натрия или слабым раствором перманганата калия. При появлении в углах рта, на крыльях носа герпетических высыпаний эти участки нужно смазать цинковой мазью. Важно следить за деятельностью кишечника; при запорах ставят очистительную клизму. С момента снижения температуры тела больной должен заниматься дыхательной гимнастикой. В первые дни ее проведения методист занимается с больным в палате. Правильное лечение приводит к полному выздоровлению. При несвоевременном лечении и невыполнении больным врачебных рекомендаций возможно развитие абсцесса легкого.

К профилактическим мероприятиям относятся закаливание организма, рациональная физическая культура. Необходимо избегать переохлаждений, соблюдать гигиену труда, особенно на предприятиях сталелитейной и химической промышленности. Диспансерное наблюдение за больными осуществляется в течение года.

2. Очаговая пневмония: причины, клиническая картина, лечение и профилактика

Под термином «очаговая пневмония» объединяются разнообразные по своему происхождению и клиническим проявлениям формы пневмонии, отличительной особенностью которых является вовлечение в воспалительный процесс отдельных участков легкого в пределах сегмента, дольки или ацинуса. Очень часто очаговая пневмония начинается с поражения бронхов, что дало повод называть ее бронхопневмонией.

Очаговая пневмония может возникнуть как самостоятельное заболевание (первичная пневмония) или развиться на фоне различных патологических процессов (вторичная пневмония). В настоящее время встречается чаще, чем крупозная.

В качестве возбудителя бронхопневмонии может выступать самая разнообразная бактериальная флора. В относительно большом проценте случаев острая очаговая пневмония вызывается вирусами (пневмонии при гриппе, орнитозе). Нередко причиной пневмонии являются сочетания вирусов и бактерий. Все большее значение в возникновении очаговой пневмонии приобретают микоплазмы (фильтрующиеся агенты, не относящиеся ни к бактериям, ни к вирусам) и грибы (кандиды, аспергеллы и др.).

В последние годы в качестве возбудителя пневмонии при так называемой болезни легионеров выделена легионелла; причиной смерти больных СПИДом является чаще всего пневмония, вызванная простейшими — пневмоцистами.

Очаговая пневмония возникает чаще у лиц, страдающих другими острыми или хроническими болезнями, включая опухоли и диабет, у перенёсших операции, травмы. В связи с длительным вынужденным положением больного на спине (при переломах нижних конечностей, инфаркте миокарда, инсульте) вследствие нарушения вентиляции легких и застойных явлений в них может развиться гипостатическая (застойная) пневмония.

Часто очаговая пневмония возникает на фоне хронических болезней легких (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь и др.). Существенную роль играет закупорка слизистыми или гнойными пробками мелких бронхов с последующим развитием ателектазов в легочной ткани, приводящих к очаговой пневмонии.

Нередко очаговой пневмонии предшествует катаральное состояние верхних дыхательных путей: инфекция, распространяй на расположенные ниже отделы дыхательных путей, приводит к бронхопневмонии.

Начало заболевания установить не удается. В типичных случаях, особенно у молодых людей, заболевание начинается остро: температура тела повышается до 38-38,5° С, появляется или усиливается кашель с небольшим количеством мокроты; возможна одышка. Лихорадка обычно кратковременная (2-4 сут), имеет неправильный характер.

Данные физикального исследования грудной клетки зависят от расположения очага. При центральном расположении очага или небольших периферически расположенных очагах не наблюдается существенных изменений голосового дрожания и укорочения перкуторного звука. Если очаг расположен поверхностно, на соответствующем участке грудной клетки прослушиваются более жесткое дыхание, влажные мелко-пузырчатые звонкие хрипы. При сопутствующем бронхите выслушиваются и сухие хрипы. Изменения в других органах, как правило, отсутствуют. В крови обычно умеренный лейкоцитоз с палочкоядерным сдвигом, иногда (особенно при вирусной инфекции) наблюдается лейкопения.

Читайте также:  Дренажный массаж при пневмонии

Рентгенологическая картина при очаговой пневмонии может быть разнообразной. Как правило, имеются четкие очаги затемнения (рис. 15), нередко множественные. При ограниченной мелкоочаговой пневмонии выраженных изменений может не быть; отмечается лишь изменение легочного рисунка.

Течение очаговой пневмонии и её исходы чрезвычайно разнообразны и зависят от многих условий, среди которых важен характер возбудителя, а для вторичной пневмонии — характер заболевания, на фоне которого она развивается. Очаговая пневмония обычно протекает более длительно и вяло, чем крупозная. В последние годы особенно часто встречается затяжное течение острой пневмонии. При пневмонии, вызванной стафилококками, возможно развитие такого осложнения, как абсцедирование.

При лечении очаговых пневмоний следует придерживаться тех же принципов, что и при лечении крупозной пневмонии. Большую роль, чем при крупозной пневмонии, в выборе антибактериальной терапии играют выделение возбудителя и определение чувствительности к нему широкого спектра антибиотиков. Так, при пневмонии, вызванной микоплазмами, эффективен эритромицин или тетрациклин. Пневмония при болезни легионеров поддается лечению эритромицином или рифампицином.

Прежде всего, нужна профилактика гриппа, бронхита; проведение мероприятий, повышающих общую сопротивляемость организма. Предупреждение гипостатической пневмонии заключается в тщательном уходе за больными, страдающими тяжелыми терапевтическими и хирургическими заболеваниями, находящимися в пассивном положении.

3. Сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела.

Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или) его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из них пациент и не подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции.

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

сестринское обследование (сбор информации о пациенте);

сестринская диагностика (определение потребностей);

определение целей и планирование ухода;

оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Оценка общего состояния и жизненно важных функций: сознания, дыхания (тахипноэ), кровообращения.

Визуальная оценка может выявить:

— бледность кожных покровов;

— отставание поражённой стороны грудной клетки в акте дыхания.

Исследование пульса, аускультация сердца, подсчет ЧСС (тахикардия).

Измерение АД (может быть артериальная гипотензия).

Исследование лёгких может выявить:

— укорочение (тупость) перкуторного звука над поражённым участком лёгких;

— усиление бронхофонии и голосового дрожания;

— аускультативно — ослабление дыхания на ограниченном участке, локально выслушиваемое бронхиальное дыхание, мелкопузырчатые хрипы или инспираторная крепитация.

Измерение температуры (характерна лихорадка >38 °С).

Собираем сведения о принимаемых лекарственных препаратах.

Диагностирование или определение проблем пациента: повышение температуры, головная боль, озноб, боль в грудной клетке, кашель, мокрота, одышка, потливость, плохой сон, плохой аппетит.

На догоспитальном этапе: снижение температуры, постельный режим, обильное питьё.

Планирование сестринских вмешательств.

1. Обеспечить соблюдение больным предписанного режима.

2. При повышенной температуре — уход за лихорадящим больным.

3. Чётко и своевременно выполнять назначения врача.

4. Следить за частотой и характером дыхания, пульсом и АД.

5. Следить за количеством и характером мокроты.

6. Следить за регулярной сменой белья.

7. Контролировать качество и режим питания пациента.

8. Обучить больного дыхательным и дренажным упражнениям.

Мотивация: для облегчения состояния больного и эффективного лечения.

Осуществление сестринских вмешательств по составленному плану.

Цель: 1. Психологическая поддержка больного.

2. Профилактика и борьба с осложнениями.

3. Режим, диета, выполнение всех назначений врача.

На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра оценивает эффективность сестринского вмешательства и степень достижения поставленной цели и при необходимости производит корректировку.

Медицинская сестра сообщает пациенту результат оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.

Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия медсестры.

1. Учебное пособие «Внутренние болезни» Н.И.Федюкович 2000г.

2. И.А.Бережнова «Справочник медсестры» 2005г.

3. В.И.Маколкин, С.И.Овчаренко, Н.Н.Семенков «Внутренние болезни»

4. В.И.Маколкин, С.И.Овчаренко, Н.Н.Семенков «Сестринское дело в терапии» 2002г.

Общая характеристика и основные клинические признаки крупозной пневмонии, эволюция подходов к ее лечению и современные тенденции. Разработка схемы назначения антибиотиков в каждом конкретном случае. Методы и пути профилактики данного заболевания.

реферат [16,1 K], добавлен 26.04.2010

Определение пневмонии и ее основные причины. Схематическая структура вируса гриппа. Клиническая картина пневмонии. Клинические особенности у пожилых людей. Основные осложнения пневмонии: воспаления плевры, отек легких, абсцесс легкого и нарушения дыхания.

презентация [814,6 K], добавлен 08.10.2013

Определение пневмонии как острого инфекционного заболевания, преимущественно бактериальной этиологии, характеризующееся очаговым поражением. Распространенность пневмонии, ее классификация. Сегментарное строение легких, причины возникновения пневмонии.

презентация [4,0 M], добавлен 07.08.2013

Развитие фридлендеровской пневмонии. Формирование бактериальной, вирусной или грибковой микрофлоры в легочной ткани. Клиническая картина стафилококковой пневмонии гематогенного генеза. Лечение туберкулеза. Проведение этиотропной антибактериальной терапии.

презентация [1,5 M], добавлен 29.04.2015

Этиология и патогенез внебольничной пневмонии. Пути контаминации легких патогенной флорой. Клинические критерии пневмонии у новорождённого ребёнка. Критерии степени дыхательной недостаточности. Лечение острой пневмонии, показания к госпитализации.

презентация [20,3 M], добавлен 27.02.2016

Особенности лечения пневмонии у лиц пожилого возраста. Антимикробная эмпирическая терапия, общие подходы. Выбор препарата для эмпирической терапии. Причины смертности у больных старше 65 лет, а также факторы, предрасполагающие к развитию пневмонии.

контрольная работа [630,1 K], добавлен 06.12.2012

Понятие пневмонии, факторы, способствующие ее развитию, пути проникновения инфекции в организм человека и патогенез. Крупозная и очаговая пневмонии, их клиника и синдромы. Этиология болезни и история с забвением пневмококка; причины высокой смертности.

презентация [224,0 K], добавлен 06.02.2014

Общие сведения о симптоматике, этиологии и патогенезе пневмонии внебольничной. Особенности диагностики и разновидности недуга. Сравнительный анализ современных лекарственных препаратов, которые рекомендуются для лечения пневмонии у детей и подростков.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 23.05.2014

Пневмония как поражение легких, ее разновидности и механизмы возникновения, предпосылки и факторы развития патогенных процессов. Общая характеристика и особенности лечения пневмонии при гриппе, гипостатической и аспирационной, бензиновой пневмонии.

реферат [17,1 K], добавлен 26.04.2010

Понятие, классификация и клинические проявления пневмонии. Факторы риска развития пневмонии. Методика диагностики заболевания. Принципы лечение, реабилитация и основные методы профилактики пневмонии. Описание применяемых лекарственных препаратов.

реферат [32,7 K], добавлен 08.06.2011

источник

Пневмония – это неспецифическое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражаются НДП и альвеолы.

Патология сопровождается нарушением дыхания (кашель, затрудненное дыхание, хрипы и др.), а также воспалительной инфильтрацией здоровых участков легочной ткани, что подтверждается данными рентгенологического исследования.

Пневмония относится к одним из самых распространенных инфекционных патологий. Так, среди пациентов старшей возрастной группы процент заболеваемости воспалением легких стремится к 40%.

При этом точный диагноз удается установить лишь в каждом третьем случае, а у остальных пациентов не выявленное вовремя заболевание способно привести к тяжелым осложнениям и смерти.

Дополнительные критерии внебольничной формы пневмонии, требующей лечения в стационаре:

  1. Септицемия.
  2. Вовлечение в процесс нескольких долей легкого.
  3. Образование плеврального выпота или полостей в легком.

Дети школьного и дошкольного возраста при неосложненном течение пневмонии могут лечиться амбулаторно.

Рекомендации НАСКИ по профилактике пневмонии, посмотреть и скачать вы можете в Системе Главная медсестра

Показаниями к срочной госпитализации являются:

  • детский возраст до 6 месяцев;
  • дети, вне зависимости от возраста, в тяжелом состоянии или с осложненным течением заболевания;
  • отсутствие положительного эффекта от амбулаторной терапии;
  • дети из семей группы социального риска.

Основные принципы лечения пневмонии:

  1. Постельный режим на весь период повышения температуры тела.
  2. Полноценное питание с учетом возрастных особенностей.
  3. Антибиотикотерапия.
  4. Инфузионная терапия.
  5. Симптоматическое лечение (муколитики).
  6. Физиотерапия (ЛФК, массаж).

Сестринский процесс – неотъемлемое понятие современной модели сестринского дела.

  • беседу с больным и его близкими на предмет возможных проблем (о которых сам пациент может даже не догадываться);
  • помощь в решении проблем в пределах своей компетентности.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Сестринский процесс при пневмонии у детей достаточно специфичен. Дело в том, что дети-пациенты могут идти на различные ухищрения для того, чтобы избежать неприятных лечебных процедур (уколов, капельниц, ингаляций и др.).

Именно поэтому они нуждаются в пристальном внимании со стороны сестринского персонала отделения.

Сестринский уход при пневмонии у детей включает в себя 5 этапов:

  1. Обследование (сбор анамнеза).
  2. Диагностику (определение потребностей).
  3. Целеполагание, планирование ухода.
  4. Выполнение плана ухода.
  5. Оценка и пересмотр ухода (при необходимости).

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Зрительная оценка общего состояния больного и жизненно важных функций:

  1. Бледность кожи.
  2. Акроцианоз.
  3. Герпетическое поражение кожи.
  4. Меньшее участие грудной клетки на стороне пораженного легкого в акте дыхания.

После этого медицинская сестра подсчитывает пульс и ЧСС (для того, чтобы исключить тахикардию), производит аускультацию легких, замеряет АД (проверяет наличие артериальной гипертензии), температуру тела, собирает сведения о принимаемых медикаментах.

Исследование легких позволяет обнаружить:

  • укорочение перкуторного звука в области пораженного легкого;
  • усиление бронхофонии и голосового дрожания;
  • аускультативно – ослабленное дыхание на ограниченном участке, локально выслушиваемое бронхиальное дыхание, мелкопузырчатые хрипы, инспираторная крепитация.

В ходе сестринского ухода при пневмонии медсестра должна наладить добрые, доверительные отношения с больным и выяснить, на что он жалуется:

  1. Сухой кашель.
  2. Боль в груди при дыхании.
  3. Затрудненное дыхание.
  4. Лихорадка;
  5. Озноб.

Необходимо обратить внимание на обстоятельства возникновения заболевания (общее переохлаждение, перенесенная ОРВИ, грипп и др.), на длительность заболевания (в днях), а также то, до каких значений поднималась температура тела, и какие препараты принимал больной.

Медсестра отмечает внешний вид больного (поверхностное дыхание, румянец с одной стороны, участие крыльев носа в дыхании), производит термометрию, измеряет ЧДД, пульс, АД.

Чтобы процедурные медсестры соблюдали эпидбезопасность, правильно выполняли манипуляции и заполняли документы, регламентируйте их работу с помощью СОПов и алгоритмов.

Какие документы разработать и что в них учестьчитайте в Системе Главная медсестра.

Скачайте готовые СОПы по забору крови и журналы учета прививок и инфекционных заболеваний.

Основные симптомы пневмонии, учитывающиеся в сестринском уходе при пневмонии у взрослых и детей:

  • высокая температура тела;
  • озноб;
  • боль в груди;
  • поверхностное дыхание;
  • цианоз губ в сочетании с румянцем на щеках;
  • герпетические высыпания;
  • отставание пораженной части грудной клетки в дыхании;
  • ограничение подвижности края легкого;
  • укорочение перкуторного звука над стороной поражения;
  • дыхание везикулярное, ослабленное (при аускультации легких);
  • крепитации, хрипы (сухие или влажные);
  • шум трения плевры (при ее вовлечении);
  • выраженная интоксикация вплоть до развития инфекционно-токсического шока.

Основные проблемы больного, которые выявляет сестринский уход при пневмонии:

  • подъем температуры тела до 38-39°С;
  • головная боль, боль в мышцах;
  • боль в груди;
  • озноб;
  • кашель (сначала сухой, затем влажный);
  • одышка;
  • отхождение мокроты (с примесью гноя или крови);
  • повышенное потоотделение;
  • плохой сон и аппетит;
  • общая слабость.
Читайте также:  Долевая пневмония крупозная пневмония

На догоспитальном этапе решение этих проблем включает в себя мероприятия по снижению температуры, строгий постельный режим и обильное теплое питье.

Проблемы больного делятся на:

  1. Настоящие (перечислены выше, кроме высокой температуры и боли в груди).
  2. Потенциальные (связаны с риском развития тяжелых осложнений).
  3. Приоритетные (лихорадка, боль в груди).
  • одышка (инспираторная или смешанная) – связана с прекращением участия пораженной доли легкого в дыхательном акте;
  • боль в груди при кашле или дыхании – признак перехода воспалительного процесса на плевру;
  • лихорадка (постоянная или атипичная);
  • сухой кашель (возникает при раздражении плевры);
  • влажный кашель (способствует выведению мокроты из бронхов и легких).

☆ Организация профилактики внутрибольничной пневмонии, скачайте памятку по профилактике ВП и ВАП в Системе Главная медсестра.

План сестринского ухода при пневмонии включает в себя следующие мероприятия:

  1. Обеспечение следования больными предписанному режиму.
  2. Уход за больными с высокой температурой тела.
  3. Четкое и своевременное выполнение врачебных назначений.
  4. Контроль дыхания, пульса, АД пациентов.
  5. Контроль характера и количества отделяемой при кашле мокроты.
  6. Контроль регулярной смены постельного и нательного белья.
  7. Контроль качества и режима питания больных.
  8. Обучение пациентов дыхательным и дренажным упражнениям.

Для того, чтобы уменьшить одышку у больного с воспалением легких, медсестра:

  • помогает ему принять удобное возвышенное положение в сухой и чистой постели;
  • обеспечивает приток свежего воздуха (достигается путем проветривания помещения);
  • подает увлажненный кислород каждый час по 5-10 минут (по назначению врача).

Мероприятия для уменьшения болевых ощущений при кашле и дыхании:

  • уложить больного на больной бок в возвышенном положении;
  • обеспечить больному покой, научить его методике расслабления мышц в первые дни заболевания;
  • использовать круговые горчичники при снижении температуры тела;
  • использовать анальгетики в виде таблеток или уколов и противокашлевые препараты (и то, и другое – по назначению врача).

Для постепенного снижения температуры без развития осложнения медсестра:

  • применяет влажное обтирание пациента водой с добавлением этилового спирта;
  • раздевает больного, обеспечивает свежий воздух в помещении;
  • накладывает грелки со льдом на проекции крупных сосудов через чистую ткань;
  • готовит 2 мл в/м 50%-ного раствора анальгина и 1 мл 1%-ного раствора димедрола (смесь вводится по назначению врача);
  • вводит антибиотики строго в назначенное врачом время;
  • регулярно контролирует самочувствие, АД, пульс, дыхание, внешний вид пациента;
  • организует дробное питание малыми порциями и обильное теплое питье;
  • внимательно следит за психическим состоянием больного во избежание развития психоза.

В помощь — пошаговая инструкция для персонала и памятки для пациентов.

Для перехода сухого непродуктивного кашля во влажный со свободным отхождением мокроты медсестра проводит следующие мероприятия:

  1. Дает больному теплое щелочное питье.
  2. Дает муколитические, бронхолитические, отхаркивающие средства, ставит горчичники (по назначению врача).
  3. Выполняет массаж грудной клетки.
  4. Обучает больного технике дыхательной гимнастики.

Медсестра в ходе сестринского процесса при пневмонии должна:

  • обеспечить больному полный физический и психологический покой, постельный режим, успокаивает его, следит за состоянием и поведением, разъясняет суть заболевания и лечения;
  • использует методы физического охлаждения – компрессы, обтирания и др.;
  • обеспечивает больного обильным витаминизированным питьем – соками, морсами, травяными чаями и настоями;
  • смазывает губы больного вазелином или глицерином 2 раза в день;
  • обеспечивает питание больного 6-7 раз в день небольшими порциями жидкой и протертой пищей;
  • регулярно проветривает палату пациента;
  • тщательно ухаживает за кожей и слизистыми;
  • дает больному жаропонижающие препараты по назначению лечащего врача.

Эти мероприятия проводятся с целью:

  1. Снижение нагрузки на организм.
  2. Нормализации психического состояния больного.
  3. Снижения температуры тела, снятия лихорадки.
  4. Уменьшения проявлений интоксикации.
  5. Профилактики растрескивания губ.
  6. Повышения защитных сил организма.
  7. Обогащения кислородом воздуха помещения.
  8. Предупреждения тяжелых инфекционных осложнений.

На этом этапе сестринского ухода при пневмонии медсестра контролирует общее состояние больного – цвет кожи, пульс, ЧСС, ЧДД, АД.

Кроме того, она должна обучить родственников пациента организовывать его питание, проветривать палату, ухаживать за кожей и слизистыми, осуществлять влажную уборку с использованием антисептических растворов.

Шаблон по проведению уборки в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 и СП 3.5.1378-03, в Системе Главная медсестра.

Документ поможет организовать систему текущей влажной уборки в медорганизации.

Сестринский процесс при пневмонии на данном этапе осуществляется в соответствии с составленным планом.

  • психологическая поддержка пациента;
  • профилактика осложнений, борьба с ними;
  • соблюдение диеты, режима, всех врачебных назначений;
  • осуществление плана сестринских вмешательств.

Действие медсестры делятся на:

  • независимые:
  • успокоение больного;
  • обеспечение физического и психологического покоя;
  • помощь в принятии удобного положения в постели;
  • обеспечение доступа свежего воздуха;
  • предоставление больному теплого щелочного питья;
  • постановка горчичников;
  • подача кислорода;
  • своевременная смена постельного и нательного белья;
  • обработка плевательниц;
  • кормление тяжелобольных пациентов;
  • контроль жизненных показателей — пульса, ЧДД, ЧСС, АД, физиологических отправлений;
  • контроль характера мокроты.
  • взаимозависимые:
  • организации консультации по физиотерапии, лечебной физкультуре, дыхательной гимнастике;
  • зависимые:
  • забор биоматериала на исследование;
  • подготовка пациента к исследованиям и консультациям;
  • своевременная раздача медикаментов, введение инъекций;
  • выполнение всех врачебных назначений.

Этот этап сестринского ухода при пневмонии у детей и взрослых включает в себя оценку эффективности сестринского вмешательства и степень достижения поставленной цели, а также корректировку мероприятий при необходимости.

Пациент обязательно ставится в известность о результатах оценки – он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.

Оценка носит индивидуальный характер и производится медсестрой непрерывно. Если проблема успешно решена, медсестра обосновывает это в сестринской истории болезни.

Если же задача не решена, нужно выявить причины этого и скорректировать план сестринского ухода при пневмонии у взрослых и детей. Ошибки выявляются путем поэтапного анализа всех действий медицинской сестры.

Если в течение 6 дней пациент отмечает снижение температуры сначала до субфебрильных значений, а затем полную ее нормализацию, то цель считается достигнутой. В свою очередь, цель делится на:

  • краткосрочную – уменьшение лихорадки к концу недели до субфебрильных цифр;
  • долгосрочную – полное исчезновение лихорадки к моменту выписки.

Эффективность сестринских вмешательств оценивается по мере их реализации. Если в запланированный срок цель не достигнута, составляется дальнейший план сестринского ухода при пневмонии.

Узнать, какие подходы применяют к лечению пневмонии в США, вы можете на сайте Центров по контролю заболеваний CDC. О контроле качества медпомощи читайте экспертные материалы в Академии Google.

источник

I. Возможные нарушения потребностей.

— Быть чистым (из-за тяжести состояния).

— Поддерживать температуру (лихорадка).

— Одеваться, раздеваться (в связи с ухудшением состояния).

— Двигаться (одышка при физической нагрузке).

— Общаться (возможна одышка при разговоре).

— Учиться, работать (в связи с тяжестью состояния).

— Нарушение двигательной активности.

— Изоляция (во время госпитализации).

— Риск возникновения коллапса.

— Риск развития осложнений (абсцедирование, плеврит, миокардит, менингит).

Проблема: Сухой кашель.

Цели: Краткосрочная: У пациента уменьшится частота и длительность кашля к концу недели.

Долгосрочная: Отсутствие кашля к моменту выписки.

План сестринского вмешательства:

1. М/с обеспечит пациенту теплое питьё, не раздражающее слизистую (молоко, чай с малиной).

2. М/с обеспечит выполнение простейших физиопроцедур по назначению врача (горчичники, банки, компрессы, ножные горчичные ванны).

3. М/с обеспечит пациенту проведение ингаляции (масляные, с эвкалиптом, мёдом).

4. М/с обучит пациента самостоятельно проводить ингаляции.

5. М/с обеспечит приём противокашлевых препаратов (либексин, тусупрекс), назначенных врачом.

Проблема: Кашель влажный.

Цели: Краткосрочная: Пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели.

Долгосрочная: Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля, о способах профилактики застоя мокроты к моменту выписки.

План сестринского вмешательства:

1. М/с обеспечит пациенту приём щелочного питья (боржоми с молоком).

2. М/с обучит пациента дыхательной гимнастике, направленной на стимуляцию кашля и улучшение дренажа бронхов ежедневно по 10 минут 3 раза в день в течение недели; обеспечит контроль дальнейшего выполнения дыхательной гимнастики.

3. М/с проведёт пациенту массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели.

4. М/с обеспечит проведение простейших физиопроцедур по назначению врача (горчичники, банки).

5. М/с обеспечит пациента индивидуальной плевательницей.

6. М/с объяснит пациенту правила сбора мокроты на анализ.

7. М/с обеспечит частое проветривание палаты по 20 минут 4 раза в день, при необходимости даст кислород.

8. М/с обеспечит приём отхаркивающих, бронхолитических средств по назначению врача (мукалтин, бромгексин, термопсис).

9. М/с ежедневно будет осматривать мокроту (цвет, количество). Обеспечит дезинфекцию 3% раствором хлорамина.

Проблема: Боль в грудной клетке.

Цели: Краткосрочная: Пациент отметит уменьшение боли к концу недели.

Долгосрочная: Исчезновение боли к моменту выписки.

План сестринского вмешательства:

1. М/с обеспечит пациенту положение в постели, облегчающее его состояние.

2. М/с обеспечит пациенту физический и психический покой.

3. М/с объяснит пациенту преимущества поверхностного дыхания и ограничения физической активности для уменьшения боли.

4. М/с обеспечит проведение отвлекающих физиопроцедур по назначению врача.

5. М/с обеспечит приём анальгетиков по назначению врача.

6. М/с обучит пациента приёмам релаксации и обеспечит выполнение в течение недели по 15 минут ежедневно.

7. М/с обеспечит (в случае необходимости) подготовку пациента и инструментов к плевральной пункции по назначению врача.

4.6 Нагноительные заболевания лёгких – абсцесс легкого.

гнойное расплавление легочной паренхимы, ограниченное грануляционной тканью

Острый абсцесс легкого 1 – 3 мес. Этиология: 1. Пневмония. 2.Осложненные бронхоэктазы. 3.Ранение гр.кл. 4. Аспирация инородных тел. 5. Сепсис. Возбудители: гноеродная флора, анаэробы, паразиты (эхинококк). Чаще 2, 6, 10 сегменты Клиника Д>4 см М:Ж=2:1 (не глубже 7 см) I период до вскрытия абсцесса Жалобы: 1.Ознобы. 2.Гектическая лихорадка. 3.Профузные поты. 4. Кашель сухой или со скудной сл.-гн. мокротой. 5.Одышка. 6.Боль в гр.кл. при дыхании Объективно: -отставание больной ½ гр.кл. в дыхании, усиление голосового дрожания, ПЗ притупленный-тупой, ОВД, БФ -усилена II:- период после вскрытия абсцесса Жалобы:1. Зловонная мокрота, м.б. с кровью, полным ртом, до 1л 2.Снижение температуры. 3.Потливость
Объективно: — усилено голосовое дрожание — ПЗ – тимпанический — бронхиальное дыхание, разнокалиберные влажные звучные хрипы, БФ-усилена Дополнительные методы исслед. 1. Рентгенография гр.кл.: -полость с уровнем жидкости на фоне гомогенного затенения с нечеткими контурами, окружена пиогенной мембраной. 2. Ан. крови: лейкоцитоз, сдвиг до миелоцитов, ускоренная СОЭ. 3. Ан. мокроты: 3х-слойная, +Л, Эр, эластические волокна пенистый серозный гнойный 4. Ан. мочи: белок, Эр, цилиндры
Хронический абсцесс легкого более 3 мес. течение: — обострение — ремиссия Клиника Жалобы: 1. Субфебрилитет. 2. Кашель со сл.-гн. мокротой, кровью. 3. Одышка. 4. Пот. 5. Слабость. Осмотр: 1.Истощение. 2. Пальцы – «барабанные палочки». 3. Ногти – «часовые стекла». 4. Цианоз, серый цвет кожи. 5. Отставание больной ½ гр.кл. в дыхании. Пальпация: голосовое дрожание усилено. Перкуссия: ПЗ –тимпанический. Аускультация: бронхиальное дыхание, амфорическое, крупно-среднепузырчатые влажные звучные хрипы, БФ-усилена Дополнительные методы исследования: 1. Рентгенография гр.кл.:-полость в ткани легкого, ограниченная плотной соединительно-тканной капсулой. 2. Ан.крови: анемия, лейкоцитоз, ускоренная СОЭ. 3. Гипопротеинемия. 4. Ан.мочи: белок, Эр, Л. Ан.мокроты: 3-х слойная, Л, Эр, эластические волокна.

Стандарты сестринской деятельности при нагноительных заболеваниях лёгких.

источник